г. Хабаровск |
|
07 марта 2012 г. |
А51-14684/2011 |
Резолютивная часть постановления от 05 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Гребенщикова С.И.
Судей: Красковской О.Г., Яшкиной Е.К.
при участии
от участвующих в деле лиц представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
на решение от 14.11.2012
по делу N А51-14684/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Голуб Е.И.
По заявлению индивидуального предпринимателя Черкасова Александра Васильевича
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным решения, об обязании принять решение
Индивидуальный предприниматель Черкасов Александр Васильевич (ОГРНИП 311253905300033) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1072540005724; место нахождения: 690033, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12; далее - Департамент) об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010037:129 площадью 744 кв.м, расположенного в г.Владивостоке по ул. Невельского, 31, для целей, не связанных со строительством - размещения станции технического обслуживания автомобилей и автомойки незаконным и об обязании Департамента принять решение о предоставлении испрашиваемого участка в аренду сроком на 10 лет.
Решением суда от 14.11.2011 обжалуемый отказ признан незаконным, на Департамент в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ возложена обязанность в двухнедельный срок рассмотреть вопрос о принятии решения о предоставлении заявителю испрашиваемого участка.
В апелляционном суде дело не рассматривалось по причине возврата апелляционной жалобы Департамента в связи с отказом суда в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы.
В кассационной жалобе Департамент просит решение от 14.11.2011 отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены доводы о том, что станция технического обслуживания автомобилей и автомойка не являются объектами общественного, социально-бытового назначения, и их размещение не относится к виду разрешенного использование земельных участков в зоне Ж-3.
Предприниматель Черкасов А.В. в отзыве на кассационную жалобу опровергает приведенные в ней доводы и предлагает оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сути Интернет, в судебное заседание не явились.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого решения с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для его отмены отсутствуют.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, 08.08.2011 предприниматель Черкасов А.В. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 744 кв.м, расположенного в г.Владивостоке в районе улицы Невельского, 31, для целей, не связанных со строительством - размещения станции технического обслуживания и автомойки в сборно-разборных конструкциях. К заявлению предприниматель приложил кадастровый паспорт земельного участка.
Письмом от 25.08.2011 N 29/06/02-14/15070 Департамент отказал предпринимателю. В качестве причины отказа указано на нахождение испрашиваемого участка в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3, на территории которой в соответствии со статьей 22 ЗК РФ не предусмотрена возможность размещение станции технического обслуживания и автомойки.
Считая отказ Департамента не соответствующим закону, предприниматель Черкасов А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Земельного кодекса РФ закреплены основные принципы земельного законодательства, к числу которых относиться деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован правилами статьи 34 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает подачу заинтересованным лицом в предоставлении земельного участка для таких целей заявления.
В указанном заявлении должны быть определены: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
При проведении процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение такими земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления соответствующих земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять соответствующий акт, уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Рассмотрению подлежат все заявки, при этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Обращаясь в Департамент с заявлением, предприниматель Черкасов А.В. указал, цель использования земельного участка, его размеры, месторасположение и испрашиваемое право.
Департамент в данном случае в силу Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" и постановления администрации Приморского края от 18.05.2007 N116-па является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком, поскольку он находится в границах административного центра Приморского края (г.Владивосток) и государственная собственность на этот земельный участок не разграничена.
Как установлено арбитражным судом, в обоснование оспариваемого отказа Департамент сослался на расположение земельного участка в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3.
В соответствии с пунктом 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, а также картой градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, земельный участок в районе ул. Невельского, 31 в г. Владивостоке действительно находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, зона Ж-3.
Данная зона определена для застройки жилыми домами высотой свыше 5-ти этажей, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.
Согласно статье 35 ЗК РФ зона застройки многоэтажными жилыми домами входит в состав жилых зон. Согласно пункту 3 названной статьи в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, с учетом приведенных выше норм права, а также, принимая во внимание приведенное в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, определение бытовых услуг, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что в данном конкретном случае размещение на испрашиваемом в аренду земельном участке станции технического обслуживания автомобилей и автомойки в сборно-разборных конструкциях в зоне застройки многоэтажными жилыми домами представляется возможным.
Таким образом, суд правомерно признал отказ Департамента в предоставлении предпринимателю в аренду испрашиваемого участка в указанных им целях не соответствующим Земельному кодексу РФ и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования в этой части на основании статьи 201 АПК РФ.
При этом исходя из пункта 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю.
В этой связи суд первой инстанции правомерно обязал Департамент рассмотреть вопрос о предоставлении предпринимателю в аренду испрашиваемого участка в двухнедельный срок в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, сделанными по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, и основаны на неверном толковании норм земельного законодательства, поэтому подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено, поэтому обжалуемое решение отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.11.2011 по делу N А51-14684/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.