г. Хабаровск |
|
12 марта 2012 г. |
Дело N А51-16676/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: А.Н. Барбатова
Судей: А.А. Шведова, М.М.Саранцевой
при участии:
от истца: Полонский Дмитрий Евгеньевич - представитель по доверенности от 01.02.2012 N 108
от ответчика: Хисматуллин Наиль Рифкатович - представитель по доверенности от 29.12.2011 N 2-1012
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Русская экспертная морская сюрвейерская корпорация "РИМСКО" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 по делу N А51-16676/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Г.Н.Кошлакова, в суде апелляционной инстанции судьи: И.С.Чижиков, С.В.Шевченко, К.П.Засорин
По иску закрытого акционерного общества "Русская экспертная морская сюрвейерская корпорация "РИМСКО"
к обществу с ограниченной ответственностью "ПромИнвест"
о взыскании 48 862 964 руб. 02 коп.
Закрытое акционерное общество "Русская экспертная и морская сюрвейерская корпорация "РИМСКО" (ОГРН 1022501286356, место нахождения: Приморский край, г. Владивосток, ул. Экипажная, 1, далее - ЗАО "РИМСКО", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "ПромИнвест" (ОГРН 1087746780560, место нахождения: 123290, г.Москва, 1-й магистральный Тупик, 11 строение 10 пом.VI ком.3, далее - ООО "ПромИнвест", ответчик) о взыскании 48 862 964 руб. 02 коп., составляющих сумму расходов истца по подготовке танкеров "Ренда" и "Разна" по соглашению от 01.03.2010 N 1/2010 о взаимодействии сторон по вопросам перевозки нефтепродуктов морским транспортом.
Решением от 29.08.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 решение от 29.08.2011 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "РИМСКО" просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда. Указывает на то, что судом апелляционной инстанции в нарушение части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты дополнительные доказательства без указания соответствующих мотивов в части невозможности их представления в суд первой инстанции. Не согласен с оценкой суда в отношении соглашения N 1/2010 и его применения по настоящему спору, поскольку иск заявлен в рамках главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с доводами суда об отсутствии доказательств по расходам, понесенным в рамках названного соглашения, как несоответствующими справкам от 18.10.2010 N 611, от 05.10.2010 N 04-1-11/66. Суд, указывая на то, что часть затрат является текущими (плановыми), вместе с тем не рассмотрел спор в сторону уменьшения взыскиваемой суммы, а полностью отказал в иске.
В отзыве ООО "ПромИнвест" просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Проверив законность постановления суда апелляционной инстанции от 10.11.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 01.03.2010 года между ЗАО "РИМСКО" (судовладелец) и ООО "ПромИнвест" (фрахтователь) заключено соглашение N 1/2010 о взаимодействии сторон по вопросам перевозки нефтепродуктов морским транспортом (далее - соглашение N 1/2010), которым установлены и урегулированы отношения между судовладельцем и фрахтователем, связанные с перевозкой нефтепродуктов морем в обеспечение потребностей нефтебаз Якутии.
В соответствии с условиями названного соглашения судовладелец гарантирует и предоставляет для перевозки нефтепродуктов фрахтователя следующие танкеры: "Ренда" (грузоподъемностью до 5000 тонн, порт приписки Владивосток), "Касира" (грузоподъемностью до 4500 тонн, порт приписки Владивосток), "Вентспилс" (грузоподъемностью до 4500 тонн, порт приписки Владивосток), "Разна" (грузоподъемностью до 4500 тонн, порт приписки Владивосток) и "Таганрога" (грузоподъемностью до 5000 тонн, порт приписки Владивосток).
Фрахтователь гарантирует и обеспечивает судовладельца грузом - дизельное топливо (ГОСТ 1510-84) в количестве не менее 30000 тонн, плюс 5000 тонн по опциону судовладельца, для доставки в порты Якутии, бар реки Яна, бар реки Анабар.
В свою очередь, судовладелец гарантирует и предоставляет для перевозки нефтепродуктов фрахтователя партиями до 5000 тонн танкеры по дополнительным соглашениям на основе стандартной проформы танкерного рейсового чартера "Асбатэнквой", который заключается на каждый последовательный рейс и является неотъемлемой частью настоящего соглашения.
Отгрузка и доставка топлива производится в период 01-06 августа 2010 года, но до завершения навигации.
Ставка фрахта - 3400 рублей за одну тонну с учетом НДС (18 процентов). Фрахтователь оплачивает 70 процентов от общей суммы фрахта в течение трех дней с момента подписания соглашения для подготовки снабжения танкеров в рейс.
В качестве доказательств, подтверждающих исполнение принятых на себя обязательств по соглашению, ЗАО "РИМСКО" представлены следующие договоры: танкерный рейсовый чартер от 01.05.2010 N К01 с компанией "KD Marine Company Ltd" в отношении танкера "Касира" (начало стали танкера: 20 августа - 20 сентября 2010 года в зависимости от ледовой обстановки, порт погрузки: Архангельск, порт выгрузки: бар реки Яна или бар реки Анабар), танкерный рейсовый чартер от 01.05.2010 N РА01 с компанией "Cloudfree Shipmanagement Ltd" в отношении танкера "Разна" (начало стали танкера: 10 августа - 10 сентября 2010 года в зависимости от ледовой обстановки, порт погрузки: Архангельск, порт выгрузки: бар реки Яна или бар реки Анабар), танкерный рейсовый чартер от 01.05.2010 N РЕ01 с компанией "KD Marine Company Ltd" в отношении танкера "Ренда" (начало стали танкера: 10 августа - 10 сентября 2010 года в зависимости от ледовой обстановки, начало стали последующего рейса зависит от подхода судна в порт погрузки после завершения предыдущего рейса, порт погрузки: Архангельск, порт выгрузки: бар реки Яна или бар реки Анабар, танкер осуществляет два последующих рейса с погрузкой каждой партии дизельного топлива до 5000 тонн в зависимости от плотности груза до полной вместимости), танкерный рейсовый чартер от 29.07.2010 N КА01 с компанией "Cloudfree Shipmanagement Ltd" в отношении танкера "Касла" (начало стали танкера: 15 августа - 10 сентября 2010 года в зависимости от ледовой обстановки, начало стали последующего рейса зависит от подхода судна в порт погрузки после завершения предыдущего рейса, порт погрузки: Архангельск, порт выгрузки: бар реки Яна или бар реки Анабар, танкер осуществляет два последующих рейса с погрузкой каждой партии дизельного топлива до 6500 тонн в зависимости от плотности груза до полной вместимости).
Таким образом, в целях необходимости исполнения условий соглашения N 1/2010 истец направил ответчику сведения о 4 танкерах, которые должны были совершить 6 рейсов (по 2 рейса танкеры "Ренда" и "Касла" и по одному рейсу танкеры "Разна" и "Касира").
25.08.2010 ЗАО "РИМСКО" для надлежащего оформления данных рейсов направило в адрес ООО "ПромИнвест" письмо N 11/11-13-120 с приложением соответствующих договоров танкерных рейсовых чартеров.
ООО "ПромИнвест" подписало и вернуло истцу два чартера по одному рейсу (танкерный рейсовый чартер N Р03/10 на перевозку дизельного топлива до 5000 тонн т/к "Ренда" и танкерный рейсовый чартер N КА03/10 на перевозку дизельного топлива до 6500 тонн т/к "Касла"). Указанные танкерные рейсовые чартеры были исполнены.
ЗАО "РИМСКО", считая, что им понесены расходы в виде убытков на подготовку танкеров "Ренда" и "Разна" в рейсы, обеспечению их подходов в порты погрузки топлива согласно соглашению N 1/2010 в размере 48 862 964 руб. 02 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Убытки подлежат взысканию по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.
По настоящему делу предметом спора является взыскание убытков в виде расходов по подготовке двух танкеров: "Ренда" и "Разна" для исполнения соглашения N 1/2010 (танкер "Ренда" подлежал использованию два раза).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил, что в согласованный сторонами срок ответчиком не исполнена обязанность по оплате аванса в полном объеме, в то время как истцом обязательства по соглашению исполнены надлежащим образом (произведена подготовка танкеров в рейсы, обеспечены их подходы в порты погрузки топлива). Суд признал установленным факт уклонения ответчика от использования предоставленных истцом по соглашению танкеров для перевозки топлива в предусмотренном указанным соглашением объеме, а также размер убытков, связанных с подготовкой судов, необходимых для исполнения соглашения.
Апелляционный суд, руководствуясь статьями 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 126 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении иска, исходил из недоказанности истцом понесенных расходов, связанных именно с подготовкой танкеров к рейсу в порядке исполнения условий соглашения N 1/2010.
Так, суд апелляционной инстанции, оценив представленные истцом в обоснование понесенных расходов документы:
- по танкеру "Разна": счет-фактура ООО НПК "РИМСКО" от 31.03.2010 N 00031 (подготовка проектной документации по переоборудованию судна "Разна"); счет-фактура от 14.04.2010 N 17000904 (повторное рассмотрение чертежей проекта установки шланговых вьюшек ФГУ "Российский морской регистр судоходства"); счет-фактура ООО "РИМСКО-Находка" от 18.04.2010 N 00104 (закупка продуктов); счета-фактуры от 13.04.2010 N 00084 от 27.04.2010 N 00116 ООО "РИМСКО-Находка" (портовые сборы и прочие расходы); счета-фактуры от 12.03.2010 N 9 от 24.03.2010 N 120, от 30.03.2010 N V2000009414 (закупка запасных частей, оборудования и материалов); счета-фактуры от 19.04.2010 N 00000071, от 04.03.2010 N 0000036, от 20.03.2010 N 00000046, от 06.04.2010 N 00000058 (закупка топлива судового маловязкого дизельного, мазута топочного М-100 и масел);
- по танкеру "Ренда": счет-фактура от 23.03.2010 N 1309 (привязка рабочей документации по дооборудованию судна двойными бортами); счет-фактура от 04.03.2010 N 00000031 (береговое техническое обслуживание); счета-фактуры от 01.03.2010 N 17000477, N 17000508 (освидетельствование судна по СНО и нанесение грузовой марки, переоформление свидетельства); счет-фактура ФГУ "Российский морской регистра судоходства" от 25.03.2010 N 17000705 (рассмотрение и согласование технической документации по дооборудованию судна двойными бортами); счет-фактура ФГУ "Российский морской регистр судоходства" от 11.03.2010 N 17000592 (разработка программы ОРП); счет-фактура ООО "РС Сервис" от 26.03.2010 N 079, счет-фактура ООО "Аквамарин" от 02.04.2010 N 25 (ремонтные работы); счета-фактуры от 20.03.2010 N 00000047, от 04.03.2010 N 0000037 (закупка мазута топочного М-100 и масел); счета-фактуры от 31.03.2010 N 134, от 31.03.2010 N 135, от 01.04.2010 N 277, от 11.03.2010 N ВЛ0000042, от 10.03.2010 N ВЛ061, товарная накладная от 09.04.2010 N 100 (закупка запасных частей, оборудования и расходных материалов), пришел к выводу о недоказанности истцом тех обстоятельств, что указанные расходы не являются для него текущими (плановыми), которые несет судовладелец независимо от фрахтования судна.
Суд апелляционной инстанции, оценив условия соглашения N 1/2010 с учетом пункта "Н" раздела "Специальные условия" и установив отсутствие обязанности ответчика по осуществлению оплаты, включающей переход танкера из порта Владивосток в порт Архангельск, обоснованно отклонил выводы суда первой инстанции в части обязанности фрахтователя по несению соответствующих затрат, поскольку несение таких расходов фрахтователем возможно только в случае не предоставления им в порту погрузки заранее заявленного груза.
Согласно представленным в дело танкерным рейсовым чартерам от 01.05.2010 N РА01 и N РЕ01 начало стали танкеров "Ренда" и "Разна" 10.08.-10.09.2010, в то время как ЗАО "РИМСКО" представлены документы по текущему содержанию судна в мае-июле 2010 года. При этом в материалы дела представлены: справка ОАО "Морской порт Эгвекинот" от 18.10.2010 N 611, согласно которой танкер "Ренда" прибыл в указанный порт из порта мыс Шмидта 31.07.2010, снялся в порт назначения мыс Шмидта 02.08.2010; справка капитана порта Архангельск от 05.10.2010 N 04-1-11/66, согласно которой танкер "Разна" прибыл в порт Архангельск 11.08.2010 и 14.08.2010 вышел из порта в порт Тикси.
Таким образом, исходя из вышеизложенного судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод о том, что танкеры "Ренда" и "Разна" совершали рейсы не только в рамках заключенного с ответчиком соглашения N 1/2010, а также осуществляли перевозку нефтепродуктов для других юридических лиц, соответственно, понесенные истцом расходы не могут однозначно свидетельствовать, что последние связаны с подготовкой танкеров по спорным рейсам.
Кроме того, истцом в отношении танкера "Ренда" представлен ряд документов в подтверждение расходов, которые понесены им после завершения срока действия соглашения N 1/2010: счет-фактура от 19.10.2010 N 11 (средний ремонт ВДГ); счет-фактура от 27.10.2010 N 554 (освидетельствование оборудования ТСК ТТ-3026М); счет-фактура от 20.10.2010 N 278 (ремонт системы управления провизионной рефрижераторной установки); счет-фактура от 20.10.2010 N 00000340 (ремонт холодильной установки).
В этой связи суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства и оценив их в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также приняв во внимание условия заключенного между сторонами соглашения и фактические обстоятельства возникшего спора, пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав действиями ответчика, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наличием убытков. Кроме того, суд учел отсутствие надлежащих доказательств, достоверно подтверждающих размер убытков, в связи с чем отказал в иске.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводами суда об отсутствии доказательств по расходам, понесенным истцом в рамках соглашения N 1/2010, подлежат отклонению как противоречащие установленным по делу обстоятельствам, в отсутствие надлежащих доказательств.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для их иной оценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 по делу N А51-16676/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
А.А.Шведов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.