г. Хабаровск |
|
20 марта 2012 г. |
А51-12074/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А.Боликовой
Судей: Г.В.Котиковой, Н.В.Меркуловой
при участии
от заявителя - Администрации Надеждинского муниципального района Приморского края: представитель не явился
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю: Гресь А.М., представитель по доверенности от 10.01.2012 N 10
от Борзова Олега Николаевича: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Администрации Надеждинского муниципального района Приморского края
на решение от 22.09.2011
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011
по делу N А 51-12074/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А.Фокина, в суде апелляционной инстанции судьи: А.В.Пяткова, Т.А.Солохина, Е.Л.Сидорович
По заявлению Администрации Надеждинского муниципального района Приморского края
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю
третье лицо: Борзов Олег Николаевич
о признании незаконным предписания
Администрация Надеждинского муниципального района (далее -Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю (далее - Управление Россельхознадзора по Приморскому краю, административный орган) от 20.07.2011 N 2.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 08.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Борзов Олег Николаевич.
Решением суда первой инстанции от 22.09.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует закону в области безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поскольку выдано Администрации, как муниципальному образованию, ответственному за организацию мероприятий межпоселенченского характера по охране окружающей среды в области безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе Администрации, полагающей, что судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку пестициды обнаружены на территории Раздольненского сельского поселения, решать вопрос местного значения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций должна администрация сельского поселения.
Кроме того, Администрация полагает, что обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, в связи с чем Борзов О.Н., которому на праве собственности принадлежит земельный участок с обнаруженной на нем емкостью с химикатами, должен осуществить мероприятия по затариванию и утилизации пестицидов.
Управление Россельхознадзора по Приморскому краю в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Администрация Надеждинского муниципального района Приморского края, Борзов О.Н., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя Управления Россельхознадзора по Приморскому краю, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что 04.07.2011 в Администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края поступила информация о факте обнаружения при ведении строительных земляных работ в п. Тимофеевка емкости с веществом неизвестного происхождения, имеющим резкий неприятный запах.
На основании полученных сведений на место происшествия выехала внештатная комиссия Администрации и установила, что на земельном участке с кадастровым номером 25:10:070001:171, принадлежащем на праве собственности Борзову О.Н., в момент проведения им земляных работ, на глубине около метра ковш экскаватора наткнулся на металлическую емкость и повредил ее стенку. После визуального осмотра Администрацией была обнаружена емкость без маркировки, с поврежденными стенками, объемом около 3 куб.м, без признаков наличия в ней какого-либо вещества, с ярко выраженным запахом аммиака, источаемым из емкости. Не имея полномочий для дальнейших действий по классификации опасности обнаруженного вещества, Администрация сообщила о данном происшествии в Россельхознадзор.
В ходе осмотра должностными лицами Управления Россельхознадзора по Приморскому краю 04.07.2011 установлено, что в п. Тимофеевка Надеждинского района в 100 м от дома N 20 по ул. Ручейная на земельном участке, принадлежащем гр. Борзову О.Н., выявлено вскрытие захоронения агрохимикатов, о чем составлен протокол осмотра от 06.07.2011.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении неустановленного лица дела об административном правонарушении по статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях предупреждения нанесения вреда окружающей среде и возникновения чрезвычайной ситуации в связи с несанкционированным захоронением пестицидов на территории Надеждинского муниципального района 20.07.2011 Управление Россельхознадзора по Приморскому краю выдало предписание N 2, согласно которому Администрации в срок до 15.08.2011 предписано затарить пестициды, выявленные на земельном участке, в присутствии должностного лица Россельхознадзора, а также произвести их утилизацию с привлечением организаций, имеющих лицензию на осуществление данного вида деятельности. Одновременно Борзову О.Н. выдано предписание на обеспечение сохранности обнаруженных пестицидов.
Не согласившись с предписанием Управления Россельхознадзора по Приморскому краю от 20.07.2011 N 2, Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 19 Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Согласно статье 24 Федерального закона N 109-ФЗ обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в п. Тимофеевка Надеждинского района на земельном участке, принадлежащем гр.Борзову О.Н., в емкости с нарушенной целостностью, со свободным доступом хранятся агрохимикаты, в которых присутствуют действующие вещества пестицидов, что является нарушением статьи 19 Федерального закона N 109-ФЗ, в связи с чем суды обеих инстанций правомерно признали предписание административного органа об устранении нарушений законодательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами от 20.07.2011 N 2, выданного Администрации Надеждинского района Приморского края, законным и не нарушающим права и законные интересы последней, поскольку обнаруженные открыто хранящиеся пестициды загрязняют окружающую среду.
В силу статьи 6 Федерального закона N 109-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Аналогичное положение закреплено в статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", следовательно муниципальный район отнесен к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по охране окружающей среды.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и агрохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно пунктам 1.8, 1.10, 1.13 статьи 8 Устава Надеждинского муниципального района, имеющегося в материалах дела, предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории Надеждинского муниципального района и ликвидация их последствий, организация мероприятий межпоселенченского характера по охране окружающей среды, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены исключительно к полномочиям Администрации Надеждинского муниципального района.
При таких обстоятельствах довод заявителя кассационной жалобы о том, что решать вопрос местного значения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций должна администрация сельского поселения, на территории которого обнаружено захоронение, не соответствует нормам действующего законодательства.
Кроме того суды обеих инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установив, что пестициды находились под землей продолжительный период времени, и до февраля 2008 года земельный участок относился к землям населенных пунктов, полномочия на распоряжение которым принадлежали Администрации Надеждинского муниципального района, а Борзов О.Н. стал собственником земельного участка только 14.08.2010, обоснованно отклонили доводы Администрации о том, что мероприятия по затариванию и утилизации агрохимикатов должен осуществить Борзов О.Н., которому на праве собственности в настоящее время принадлежит земельный участок.
Учитывая, что судебные инстанции правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 по делу N А51-12074/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А.Боликова |
Судьи |
Г.В.Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.