г. Хабаровск |
|
21 марта 2012 г. |
А51-11187/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.А.Мильчиной, О.Н.Трофимовой
при участии
от заявителя: открытого акционерного общества "Владивосток Авиа" - Евдокимова И.И., представитель по доверенности от 01.03.2012 б/н; Тарасенко И.И., представитель по доверенности от 29.02.2012 б/н;
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края
на решение от 28.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011
по делу N А51-11187/2011
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Н.Куприянова; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л.Сидорович, Н.В.Алфёрова, О.Ю.Еремеева
По заявлению открытого акционерного общества "Владивосток Авиа"
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края
о признании незаконными бездействия и решений
Арбитражный суд Приморского края решением от 28.09.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011, удовлетворил требование открытого акционерного общества "Владивосток Авиа" (далее - общество, ОАО "Владивосток Авиа"), признав незаконным бездействие государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края (далее - УПФ РФ, Пенсионный фонд), отказавшего обществу в зачёте в счет предстоящих платежей переплаты по дополнительным страховым взносам за членов летных экипажей воздушных судов гражданского флота в размере 42 669 491,90 руб., образовавшейся за 2010 год.
Этим же решением суд признал незаконными пункты 4, 5, 6 решений УПФ РФ от 01.07.2011 N 035 002 01 РК 000215, N 035 002 02 РК 000215, N 035 002 03 РК 000215, N 035 002 04 РК 000215, а также обязал Пенсионный фонд произвести зачет ОАО "Владивосток Авиа" переплаты за 2010 год в размере 42 669 491,90 руб. в счет предстоящих платежей по уплате этих взносов.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Владивосток Авиа" отказать.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что дополнительные страховые взносы на доплату к пенсии членам летных экипажей имеют иную правовую природу, нежели налоги, поэтому, в рассматриваемом случае, при разрешении спора судам следовало применить статью 4 Федерального закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ) в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее -
Федеральный закон N 360-ФЗ), которая распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года.
Следовательно, считает заявитель жалобы, в 2010 году общество правомерно начисляло дополнительные страховые взносы без учета ограничений в 415 000 руб.
ОАО "Владивосток Авиа" в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании доводы Пенсионного фонда отклонили, указывая на их несостоятельность, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Пенсионный фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 14.03.2012.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях представителей ОАО "Владивосток Авиа", суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Судами установлено, что ОАО "Владивосток Авиа" является организацией гражданской авиации, в процессе производственной деятельности использует труд членов летных экипажей судов гражданской авиации и в соответствии с Федеральным законом N 155-ФЗ выплачивает страховые взносы на доплату к пенсии членам летных экипажей.
В 2010 году общество исчислило и уплатило страховые взносы по дополнительному социальному обеспечению летного состава без учёта ограничения в 415 000 руб., то есть в большем размере, чем было установлено законодательством, действующим в указанном периоде.
С учётом указанного обстоятельства ОАО "Владивосток Авиа" 28.02.2011 представило в Управление Пенсионного фонда по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского
края поквартальные уточненные расчеты для начисления страховых взносов, исходя из базы 415 000 руб. на каждого члена летного состава. В результате произведенного обществом перерасчета разница между первоначально исчисленными и уплаченными взносами за весь расчетный период 2010 года составила 48 317 720,10 руб., из которых, по мнению общества, переплата взносов (по сроку уплаты на 15.12.2010) составила 42 669 491,90 руб.
Заявление ОАО "Владивосток Авиа" от 05.03.2011 о зачете переплаты по взносам дополнительного тарифа в счет будущих платежей Пенсионный фонд оставил без ответа. На повторное заявление от 04.05.2011 Пенсионный фонд письмом от 05.05.2011 сообщил обществу о проведении камеральных проверок уточнённых расчетов, по результатам которых будет принято решение о зачете.
Из акта камеральной проверки начисления взносов по дополнительному тарифу от 30.05.2011 следует, что при проведении проверки Пенсионный фонд руководствовался Федеральным законом N 155-ФЗ с учётом изменений, внесённых Федеральным законом N 360-ФЗ, то есть без ограничения базы исчисления взносов суммой 415 000 руб. В результате установлено, что за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2010 года у ОАО "Владивосток Авиа" имеются расхождения между данными камеральной проверки и уточненной формой РВ-3, соответственно, на суммы 3 271 529,32 руб., 10 885 671,03 руб., 17 524 835,61 руб., 16 726 766,35 руб.
Решениями от 01.07.2011 ОАО "Владивосток Авиа" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Данные обстоятельства явились поводом для обращения общества в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что статья 2 Федерального закона N 360-ФЗ, предусматривающая введение в действие части 2 статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ с 01.01.2010, противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации,
запрещающей придание обратной силы закону, устанавливающему новые налоги или ухудшающему положение налогоплательщика. В частности суды считают, что в рассматриваемом случае придание Федеральному закону N 155-ФЗ (в новой редакции) обратной силы увеличивает базу для исчисления страхового взноса и ухудшает положение плательщика.
Так, в спорном периоде база для начисления взносов по дополнительному социальному обеспечению, предусмотренному Федеральным законом N 155-ФЗ, определялась в соответствии с положением статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу части 4 указанной нормы база для начисления взносов по дополнительному социальному обеспечению в спорный период определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, и устанавливалась в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом в отношении каждого застрахованного лица.
С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимались.
Федеральным законом N 360-ФЗ в статью 4 Федерального закона N 155-ФЗ внесено изменение, согласно которому формирование базы для начисления взносов по дополнительному социальному обеспечению осуществляется без ограничения, предусмотренного частью 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ.
В результате отмены указанного ограничения увеличилась база для начисления страховых взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона N 360-ФЗ данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (источник публикации - "Российская газета", N 293, 27.12.2010). Вместе с тем частью второй указанной нормы предусмотрено, что часть вторая статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ (в редакции Федерального закона N 360-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Выводы судов о том, что взносы на обеспечение доплаты к пенсии членам летных экипажей обладают всеми признаками фискальных сборов и, следовательно, на них должны распространяться положения статьи 57 Конституции Российской Федерации, основаны на толковании правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации, которые в силу статьи 6 Федерального Конституционного Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" являются общеобязательными.
Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О связи" в связи с запросом Думы Корякского автономного округа" указано, что налоги представляют собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности в целях обеспечения расходов публичной власти, осуществляемую на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, и, как правило, не имеют целевого назначения.
Иные обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее доктринальных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, которая приобретает тем самым универсальный характер.
Ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 N 379-О-О, в котором исследовалась правовая природа взносов на обеспечение доплаты к пенсии членам летных экипажей, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае доплаты к пенсии указанной категории лиц обладают всеми признаками фискальных сборов.
Между тем судами не учтены следующие обстоятельства.
Дополнительное социальное обеспечение, предоставляемое на основании Федерального закона N 155-ФЗ имеет особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты.
В отличие от трудовой пенсии, которая является ежемесячной денежной выплатой лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, в целях компенсации заработной платы или иного дохода, на которые начислялись соответствующие страховые взносы, целевое назначение доплаты к пенсии заключается в том, что она предоставляется оставившим летную работу членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые не приобретают в системе дополнительного социального обеспечения статуса застрахованных.
Введение доплаты к пенсии членам летных экипажей было обусловлено стремлением повысить уровень материального обеспечения этой категории лиц, способствовать смене поколений на профессиональном рынке труда работников летного состава гражданской авиации, в том числе с учетом особых условий и специфики их профессиональной деятельности. Доплата к пенсии, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом N 155-ФЗ не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному социальному (пенсионному) страхованию. Она имеет иную правовую природу, что находит отражение, в том числе в порядке финансирования указанной доплаты, а также механизме определения ее размера.
Согласно статьям 4-6 Федерального закона N 155-ФЗ финансирование расходов на выплату доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации производится за счет поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд названной категории работников, по установленному сверх ставки единого социального налога и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование тарифу страховых взносов, размер которого составляет 14 процентов от выплат, начисленных работодателями в пользу указанных лиц в денежном выражении по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, независимо от источников финансирования.
Страховые взносы по дополнительному тарифу уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются в целом по Российской Федерации на отдельном централизованном счете Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страховые взносы, уплачиваемые по дополнительному тарифу работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являются индивидуально возмездными платежами, призванными обеспечить права конкретного гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Дополнительный тариф таких страховых взносов не подлежит дифференциации в зависимости от размера фонда оплаты труда, что имеет место в системе обязательного пенсионного страхования, где установлена регрессивная шкала обложения страховыми взносами.
Страховые взносы по дополнительному тарифу начисляются работодателями на фонд оплаты труда работающих на данный момент времени членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, капитализации не подлежат и направляются на финансирование доплат к пенсиям, установленным представителям указанной профессиональной группы, которые оставили летную работу.
При этом размер доплаты к пенсии определяется с учетом фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительных страховых взносов. Сумма средств, поступающих на выплату доплаты к пенсии, зависит от ряда постоянно изменяющихся условий: от числа работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, от количества работников в должностях членов летных экипажей, размера фонда оплаты труда, на который начисляются страховые взносы, и других.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 155-ФЗ при определении размера доплаты к пенсии учитывается отношение среднемесячной суммы страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале по дополнительному тарифу, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии пенсионерам из числа указанных лиц, на начало выплатного периода (1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля).
В зависимости от фактически поступивших дополнительных страховых взносов осуществляется ежеквартальная корректировка размера доплаты к пенсии. Применяемое в этих целях отношение среднемесячной суммы дополнительных страховых взносов, фактически поступивших в
Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии пенсионерам из числа указанных лиц, на начало выплатного периода устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально.
Установление такого механизма определения и корректировки размера доплат к пенсии, которые являются выплатами по системе дополнительного социального обеспечения, обусловлено необходимостью их надлежащего финансового обеспечения. В отличие от обязательного пенсионного страхования, дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации не предполагает государственной гарантированности сохранения определенного размера доплаты к пенсии посредством предоставления Пенсионному фонду Российской Федерации дотаций из федерального бюджета (в том числе в случае, когда работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, страховые взносы, предназначенные для финансирования затрат на выплату доплаты к пенсии, уплачиваются не в полном объеме), установления субсидиарной ответственности государства по обязательствам, возникшим перед пенсионерами - получателями такой доплаты.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.03.2009 N 379-О-О федеральный законодатель, вводя систему дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, вправе исходя из ее правовой природы и особенностей финансирования предусмотреть такой механизм исчисления и перерасчета доплаты к пенсии, который предполагал бы зависимость ее размера от фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на эти цели сумм дополнительных страховых взносов работодателей, использующих труд данной категории работников.
Как было отмечено выше, в соответствии со статьёй 2 Федерального закона N 360-ФЗ данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 27.12.2010. Следовательно, очередной выплатной период наступает 1 февраля 2011 года. При этом к данному сроку должен быть сформирован фонд оплаты из страховых взносов предыдущего периода по дополнительному тарифу, предусмотренному Федеральным законом N 155-ФЗ (в редакции Федерального закона N 360-ФЗ).
С целью формирования фонда законодатель распространил действие части второй статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ (в редакции Федерального закона N 360-ФЗ) на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
В противном случае не могло бы быть обеспечено формирование обособленного источника финансирования доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в объеме, необходимом для осуществления этих выплат в установленном размере, что вступало бы в противоречие с правовой природой дополнительного социального обеспечения указанной категории граждан и его целями.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной интенции считает, что с учётом особого порядка формирования источника финансирования доплат к пенсии членам лётных экипажей в рассматриваемом случае суд, обнаружив неопределенность в вопросе о том, соответствует ли статья 2 Федерального закона N 360-ФЗ статье 57 Конституции Российской Федерации, должен был в порядке части 3 статьи 13 АПК РФ обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этой нормы Закона.
Поскольку требование указанной нормы судом не выполнено, то судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует сделать запрос в Конституционный Суд Российской Федерации на предмет соответствия статьи 2 Федерального закона N 360-ФЗ статье 57 Конституции Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 28.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 по делу N А51-11187/2011 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
И.А.Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.