г. Хабаровск |
|
29 марта 2012 г. |
А51-13577/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Брагиной Т.Г.
при участии
от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Алексеевка" - представитель не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю - Иванцов А.Н., представитель по доверенности от 11.08.2011 N 02-17/05533;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю
на решение от 05.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011
по делу N А51-13577/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Куприянова Н.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Еремеева О.Ю., Солохина Т.А.
По заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Алексеевка"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю
о признании недействительным решения от 01.07.2011 N 842
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Алексеевка" (далее - сельскохозяйственный кооператив; заявитель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю (далее - инспекция; налоговый орган) от 01.07.2011 N 842 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление в установленный срок налогового расчета по налогу на имущество организаций за 3 месяца 2011 года.
Решением суда от 05.10.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение инспекции, как несоответствующее положениям главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, признано недействительным. При этом суды исходили из того, что заявитель является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, право на применение указанного специального режима налогообложения не утратил и в силу пункта 3 статьи 346.1 НК РФ у него отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций и расчетов по налогу на имущество организаций.
Не согласившись с указанными судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований сельскохозяйственного кооператива. По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили нормы материального права, а именно статей 346.2 и 346.3 НК РФ, а также не учли положения статьи 177 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и пришли к ошибочному выводу о сохранении сельскохозяйственным кооперативом при отсутствии дохода от реализации сельскохозяйственной продукции права на применение специального режима налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога. Кроме того, как указал представитель инспекции, суды оставили без внимания то обстоятельство, что заявителем не соблюден досудебный порядок обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в вышестоящий налоговый орган.
Сельскохозяйственный кооператив извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но его представители в судебное заседание не прибыли.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 26.03.2012.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм права, суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить принятые по делу судебные акты и оставить заявление сельскохозяйственного кооператива без рассмотрения, исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что сельскохозяйственный производственный кооператив "Алексеевка" решением Арбитражного суда Приморского края от 24.09.2010 N А51-3328/2010 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство сроком на 6 месяцев, определением от 23.03.2011 срок продлен до 15.09.2011, конкурсным управляющим утвержден Екидин А.А.
Заявителем, применяющим с 01.01.2004 систему налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога, в инспекцию подана налоговая декларация по данному налогу за 2010 год, согласно которой сумма дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составила ноль рублей. Указанное обстоятельство послужило основанием для направления налоговым органом сельскохозяйственному кооперативу предписания о представлении налоговой отчетности по общей системе налогообложения, после чего заявителем поданы налоговые расчеты по налогу на имущество организаций, в том числе за 1 квартал 2011 года.
Поскольку указанный налоговый расчет представлен с нарушением установленного пунктом 2 статьи 386 НК РФ срока, инспекцией в соответствии с положениями статьи 101.4 НК РФ составлен акт от 31.05.2011 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях, и 01.07.2011 принято решение N 842 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 200 руб.
Как видно из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, указанное решение инспекции в вышестоящий налоговый орган заявителем не обжаловалось, а было оспорено в арбитражный суд.
Из положений статьи 100.1 НК РФ следует, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
Порядок обжалования решений налоговых органов по результатам налоговых проверок регламентирован статьей 101.2 НК РФ.
Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 и пунктом 1 статьи 138 НК РФ может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган.
Указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решений, принимаемых по результатам налоговых проверок.
Согласно пункту 8 статьи 101.4 НК РФ по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 названной статьи: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Решения, принятые как по результатам налоговых проверок на основании статьи 101 НК РФ, так и по результатам иных мероприятий налогового контроля в соответствии со статьей 101.4 НК РФ, в системе правоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами при осуществлении последними мероприятий налогового контроля имеют равное значение. В этой связи, учитывая цели введения обязательной досудебной процедуры обжалования решений налоговых органов в административном порядке, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что указанный досудебный порядок подлежал соблюдению и в рассматриваемом случае.
Установленный названными выше нормами Налогового кодекса РФ досудебный порядок предполагает возможность урегулирования спорных вопросов непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом без обращения в суд. Соблюдение указанной процедуры обеспечивается тем, что в абзаце 4 пункта 2 статьи 139 Кодекса предусмотрено право заинтересованного лица на подачу в вышестоящий орган жалобы на вступившее в силу решение инспекции в пределах годичного срока со дня его принятия.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
На основании изложенного, у суда при указанных выше обстоятельствах отсутствовали правовые основания для рассмотрения настоящего заявления по существу.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а заявление сельскохозяйственного кооператива о признании недействительным решения инспекции от 01.07.2011 N 842 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогового расчета по налогу на имущество организаций за 3 месяца 2011 года - оставлению без рассмотрения.
В соответствии с частью 3 статьи 149 АПК РФ оставление заявления без рассмотрения не лишает заявителя права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Уплаченная сельскохозяйственным кооперативом при подаче заявления в арбитражный суд государственная пошлина в соответствии со статьей 104 АПК РФ подлежит возврату из федерального бюджета. Поскольку суд кассационной инстанции не располагает сведениями об исполнении решения о взыскании с инспекции в пользу заявителя расходов по уплате государственной пошлины, то суду на основании статей 325, 326 АПК необходимо разрешить вопрос о повороте исполнения данного судебного акта.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289, 104, 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 05.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 по делу N А51-13577/2011 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Заявление сельскохозяйственного производственного кооператива "Алексеевка" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю от 01.07.2011 N 842 оставить без рассмотрения.
Возвратить Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Алексеевка" из федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную при подаче заявления в арбитражный суд.
Арбитражному суду Приморского края выдать справку на возврат государственной пошлины и в соответствии со статьями 325-326 АПК РФ произвести поворот исполнения судебного решения в части взыскания с налогового органа государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Кургузова Л.К. |
Судьи |
Котикова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.