г. Хабаровск |
|
02 апреля 2012 г. |
А51-11788/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А. Тарасова
Судей: Л.Б. Шариповой, Е.В. Зимина
при участии
от заявителя: Сухорукова О.С. - представитель по доверенности от 07.01.2012 б/н;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на решение от 30.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011
по делу N А51-11788/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.П. Нестеренко, в суде апелляционной инстанции - судьи Н.В. Алферова, Е.Л. Сидорович, А.В. Пяткова
По заявлению дачного некоммерческого товарищества "Акварель"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
об оспаривании решения
Дачное некоммерческое товарищество "Акварель" (далее - ДНТ "Акварель", ДНТ; ОГРН 1112539001079, место нахождения: 690108, Приморский край, г. Владивосток, бухта Лазурная, 27, 4) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент; ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690033, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12) от 16.08.2011 N 29/06/02-14/14626 в предоставлении в аренду земельных участков площадью 150 000 кв.м. и 240 000 кв.м., расположенных в районе б/о "Утес" в г. Владивостоке, для ведения дачного хозяйства, и об обязании ответчика направить заявление ДНТ "Акварель" в орган местного самоуправления (Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока) для утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, издать распоряжение о предоставлении земельных участков ДНТ "Акварель" в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка (с учетом уточнения ДНТ "Акварель" заявленных требований, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 30.09.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011, отказ Департамента от 16.08.2011 признан незаконным, Департамент обязали направить заявление товарищества в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, в остальной части заявленных требований отказано.
При этом суд не нашел оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду заявителю.
Законность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Департамента, где ставится вопрос об их отмене как незаконных и отказе в удовлетворении требований заявителя.
По утверждению заявителя, Департамент не имел оснований для предоставления ДНТ спорных земельных участков.
ДНТ "Акварель" доводы кассационной жалобы отклонило по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, в марте 2011 ДНТ "Акварель" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков в районе с/т "Орбита" и б/о "Утес" площадью 15 га и 24 га соответственно для целей, не связанных со строительством (для ведения дачного хозяйства).
Впоследствии заявитель направил ответчику письмо о выявленной ошибке в заявлении N 29-6307, указав, что оба земельных участка расположены в районе б/о "Утес" в г. Владивостоке.
Письмом от 16.08.2011 N 29/06/02-14/14626 Департамент отказал в предоставлении земельных участков, указав, что испрашиваемые участки находятся на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 14 части выдела 8, квартал 15 части выделов 3, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 34, квартал 24 части выделов 1, 3, 4, 6, 7 Лазурного участкового лесничества (защитные леса, категория защитности - лесопарковая зона) и не относятся к фонду перераспределения земель, Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов, а также сославшись на непредставление Товариществом списка членов ДНТ, утвержденного органом местного самоуправления, и оригинала протокола общего собрания членов ДНТ, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельного участка в аренду и подписанного всеми членами некоммерческого объединения.
ДНТ "Акварель" посчитало, что решение об отказе в предоставлении
земельных участков не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, и оспорило данное решение в арбитражном суде в порядке статьи 198 АПК РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (пункт 1 статьи 2 Закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 этой же нормы права). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 указанной статьи Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2.2.5 постановления администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края", полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (находящимися в ведении Приморского края), за исключением земельных участков, подлежащих приватизации в соответствии с Программой приватизации государственного имущества Приморского края, закреплены за Департаментом.
Согласно пунктам 3-4 статьи 11 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Границы лесного участка определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу части 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 462.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Поэтому, в границах населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Следовательно, как обоснованно указывалось судом, испрашиваемые Товариществом земельные участки входят в состав земель населенных пунктов, а не земель лесного фонда.
Из оцененной судом Схемы разграничения земель ВГО по формам собственности, утвержденной в составе Генерального плана ВГО, видно, что участок располагается на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 ЗК РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Статьей 84 ЗК РФ определен порядок установления или изменения границ населенных пунктов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 5 статьи 14 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края, были отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.
Таким образом, при принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа были согласованы, в том числе с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно исследованным и оцененным судом Сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 07.04.2011 N 287 и N 286 испрашиваемые земельные участки ориентировочной площадью 150 000 кв. м. и 240 000 кв. м. расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что свидетельствует об их отнесении к землям населенных пунктов.
Ведение дачного хозяйства относится к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных для этой зоны (пункт 3 статьи 23 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462). Напротив, размещение городских лесов предусмотрено в рекреационной зоне Р-1.
Учитывая вышеизложенное суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Департамента оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого ДНТ земельного участка по данному мотиву.
Довод Департамента, изложенный в оспариваемом отказе, о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что земельные участки для ведения дачного хозяйства предоставляются только из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, судом обоснованно отклонен в силу следующего.
Из статьи 80 ЗК РФ следует, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (статья 81 ЗК РФ).
Законом N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Иное толкование статьи 14 данного закона противоречило бы его смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, пункта 1 статьи 22 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа в состав жилых зон (Ж-1) могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Ссылка Департамента на необоснованность площадей испрашиваемых земельных участков, на непредставление заявителем списка членов кооператива, утвержденного органом местного самоуправления, и оригинала протокола общего собрания членов кооператива, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельных участков в аренду, подписанного всеми членами такого объединения, судом также отклонена как не основанная на нормах закона.
Поскольку спорные земельные участки расположены на землях населенных пунктов, допускающих использование их для ведения дачного хозяйства, то у Департамента не имелось законных оснований для отказа в предоставлении этих земельных участков в аренду ДНТ "Акварель" и последний обязан был обратиться в орган местного самоуправления с целью формирования земельных участков, утверждения их границ на кадастровом плане территории.
В остальной части требований заявителя судебные акты не обжалованы.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, где им дана надлежащая оценка как несостоятельным.
Новых доводов, свидетельствующих о неправильном применении судами норм материального права и нарушении норм процессуального права, в кассационной жалобе не приводится.
Таким образом, обжалованные решение от 30.09.2011 и постановление от 14.12.2011 являются законными и обоснованными, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 по делу N А51-11788/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тарасов |
Судьи |
Л.Б. Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.