г. Хабаровск |
N Ф03-1462/2012 |
20 апреля 2012 г. |
А73-9926/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Барбатова А.Н.
Судей: Карпушиной Т.Н., Саранцевой М.М.
при участии:
от истца: представитель не явился;
от ответчика: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 27.10.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012
по делу N А73-9926/2011 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Захаренко Е.Н., в суде апелляционной инстанции судьи Волкова М.О., Дроздова В.Г., Иноземцев И.В.
по иску администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
к администрации городского поселения "Рабочий поселок "Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края
об обязании принять в муниципальную собственность объект недвижимости
Администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700712891, место нахождения: 682860, Хабаровский край, Ванинский р-н, пер.Мира, 1; далее - администрация Ванинского района) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1052740327881, место нахождения: 682860, Хабаровский край, Ванинский р-н, рп.Ванино, 4-я линия, 1; далее - администрация поселка Ванино) об обязании принять в муниципальную собственность объект недвижимости - общежитие, расположенное по адресу: Хабаровский край, п. Ванино, ул. Мира, 10.
Решением от 27.10.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что истцом не соблюден установленный законом порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, поэтому основания для возложения на ответчика обязанности по принятию в собственность спорного объекта недвижимости отсутствуют.
В кассационной жалобе администрация Ванинского района просит решение от 27.10.2011, постановление от 18.01.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о неправильном истолковании судами положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), Закона Хабаровского края от 23.12.2009 N 299 "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами" (далее - Закон N 299), в силу которых, по мнению заявителя, передаваемый объект недвижимости должен находиться в собственности городского поселения "Рабочий поселок Ванино" и которые не предусматривают обязанности органа местного самоуправления передающей стороны по созданию согласительной комиссии в случае отказа в согласовании перечня имущества органом местного самоуправления принимающей стороны. Ссылается на предъявление иска после получения официального отказа ответчика от принятия спорного объекта недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу администрация поселка Ванино против ее удовлетворения возражает, указывая на отсутствие установленных законом оснований для понуждения органа местного самоуправления к совершению указанных в иске действий и непринятие истцом мер, направленных на урегулирование конфликта интересов.
В судебное заседание кассационной инстанции представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Ответчик заявил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив законность решения от 27.10.2011, постановления от 18.01.2012, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Судами установлено, что Ванинский муниципальный район Хабаровского края является собственником здания общежития, расположенного по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, пос.Ванино, ул.Мира, 10.
12.05.2011 собранием депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края принято решение N 146 "О безвозмездной передаче объекта муниципальной собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края в муниципальную собственность городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края", в соответствии с которым здание общежития подлежит передаче в собственность городского поселения.
Во исполнение указанного решения администрация Ванинского района 25.05.2011 направила в адрес ответчика письмо N 1-19/2077 "О согласовании перечня имущества, подлежащего передаче".
Письмом от 05.07.2011 N 1926/1-24 глава администрации поселка Ванино сообщил истцу о принятии собранием депутатов городского поселения решения об отказе в принятии в муниципальную собственность городского поселения данного объекта недвижимости до выполнения его капитального ремонта.
28.09.2011 Советом депутатов городского поселения принято решение "Об отказе в даче согласия на безвозмездную передачу из муниципальной собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края в муниципальную собственность городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края общежития, расположенного по адресу: 682860 Хабаровский край, п.Ванино, ул. Мира, 10".
Считая ответчика обязанным принять в собственность спорный объект недвижимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Законом N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселений относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (пункт 6 части 1 статьи 14); в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 3 части 2 статьи 50)
Порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами установлен пунктом 11.1 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с абзацами 9, 10, 12, 13 указанного пункта разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы передачи имущества между соответствующими муниципальными образованиями, в том числе: порядок согласования перечня подлежащего передаче имущества и направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Хабаровского края уполномоченному органу государственной власти Хабаровского края, урегулированы Законом N 299.
Принятие решения о согласовании перечня подлежащего передаче муниципального имущества зависит от признания органом местного самоуправления принимающей стороны передачи имущества необходимой и отсутствия обстоятельств, препятствующих разграничению муниципального имущества между передающей и принимающей сторонами (пункт 3 статьи 2 Закона N 299).
В соответствии со статьями 2 и 3 названного Закона уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований, имущество которых предлагается безвозмездно передать в собственность иного муниципального образования, представляют согласованный принимающей стороной перечень объектов муниципального имущества, подлежащего безвозмездной передаче, в отраслевые органы исполнительной власти Хабаровского края.
Пунктом 4 статьи 3 Закона N 299 предусмотрена возможность отказа принимающей стороны в согласовании перечня имущества в случае отсутствия необходимости его передачи и выявления соответствующих обстоятельств, после получения которого орган местного самоуправления передающей стороны может рассмотреть вопрос о создании согласительной комиссии (пункт 5).
Рассматривая дело, арбитражные суды установили отсутствие у ответчика безусловной обязанности по принятию в собственность имущества истца. Также суды установили, что после получения от ответчика решения об отказе в принятии в муниципальную собственность городского поселения спорного объекта недвижимости вопрос о создании согласительной комиссии истцом не решен, передача имущества с ответчиком не согласована. Доказательств принятия администрацией Ванинского района мер к урегулированию спорного вопроса в предусмотренном законом порядке при рассмотрении дела истцом не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражные суды пришли к правильным выводам о несоблюдении истцом установленной законом процедуры разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, и об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на письмо от 05.07.2011 N 1926/1-24 как на доказательство принятия им мер по соблюдению установленного порядка передачи имущества несостоятельна, поскольку не свидетельствует о завершении административной процедуры разграничения имущества, установленной Законами N 122-ФЗ, N 299.
Довод заявителя о наличии у ответчика обязанности по принятию в собственность спорного имущества, независимо от согласия принимающей стороны и урегулирования вопроса его передачи в установленном порядке, не основан на законе и противоречит правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П.
Его же довод о неправильном истолковании судами закона является ошибочным и судом кассационной инстанции отклоняется.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приняты с правильным применением норм материального и процессуального права, поэтому не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.10.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 по делу N А73-9926/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
Т.Н.Карпушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.