г. Хабаровск |
|
12 мая 2012 г. |
А51-15697/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.К. Кургузовой
Судей: Е.П. Филимоновой, Н.В. Меркуловой
при участии
от заявителя: Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края - представитель не явился;
от Отделения по г. Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - представитель не явился;
от третьего лица: Федерального бюджетного учреждения войсковая часть 74854 - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по г. Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 21.11.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012
по делу N А51-15697/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Кузнецова Л.М., в суде апелляционной инстанции судьи Пяткова А.В., Грачёв Г.М., Гончарова А.В.
По заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края
к Отделению по г. Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение войсковая часть 74854
о признании незаконными действий
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (адрес - 692519, г. Уссурийск, ул. Плеханова, д. 100, ОГРН 1022500867905, далее - управление пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по г. Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (адрес - 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Плеханова, 89, ОГРН 1022500860249, далее - отделение УФК, казначейство), выразившихся в отказе в принятии к исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19458/2010, и обязании казначейства принять его к исполнению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена войсковая часть 74854 (далее - в/ч 74854, должник).
Решением суда от 21.11.2011, с учетом определения от 28.11.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012, заявленные требования удовлетворены: оспариваемые действия казначейства признаны незаконными, суд также обязал отделение УФК принять исполнительный лист к исполнению.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе казначейства, в которой заявитель просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
При этом заявитель жалобы приводит доводы о том, что действовал в соответствии с порядком, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 29.07.2011 управлением пенсионного фонда для исполнения в казначейство направлен исполнительный лист серии АС 003065502, выданный Арбитражным судом Приморского края 01.03.2011 по делу N А51-19458/2010 о взыскании с в/ч 74854 в доход внебюджетных фондов задолженность по пеням в сумме 309,11 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Письмом от 03.08.2011 N 11-03-06/2885 отделение УФК возвратило исполнительный лист без исполнения со ссылкой на отсутствие у должника лицевого счета получателя средств бюджета в органах Федерального казначейства, сообщив при этом, что ввиду передачи войсковой части на финансовое обеспечение в филиал N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю, обслуживаемой в отделении по г. Уссурийску и Уссурийскому району УФК по Приморскому краю, заявителю следует обратиться в выдавший исполнительный лист судебный орган для установления надлежащего должника, после чего предъявить исполнительный лист в отделение по г. Уссурийску и Уссурийскому району УФК по Приморскому краю.
Не согласившись с действиями казначейства по возврату исполнительного листа, орган пенсионного фонда обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования управления пенсионного фонда, судебные инстанции исходили из положений пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), содержащих исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю исполнительного документа, в котором такое основание, как отсутствие лицевого счета должника, не содержится.
Оценив представленные сторонами доказательства с учетом статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 16, 318 АПК РФ, статьями 241, 242.1, 242.3 БК РФ, а также принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/10, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что спорный исполнительный документ необоснованно возвращен взыскателю, поскольку отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не является в силу действующего законодательства основанием для возвращения исполнительного листа без исполнения.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Поскольку в данном случае казначейство такие действия не произвело, а возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным БК РФ, суды правомерно признали его действия незаконными.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не влияют на правильность выводов судов о незаконности действий органа федерального казначейства, в связи с чем основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.11.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по делу N А51-15697/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.