г. Хабаровск |
|
10 мая 2012 г. |
А51-8139/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А.Боликовой
Судей: Л.К.Кургузовой, Н.В.Меркуловой
при участии:
от заявителя - Федерального казенного учреждения "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации": Шумилова Л.В., представитель по доверенности от 20.12.2011 N 277; Анеликова Е.Н., представитель по доверенности от 11.04.2012 N 319
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае: Липатова Т.Е., представитель по доверенности от 09.04.2012 N 20-01-43/1405
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федерального казенного учреждения "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации"
на решение от 25.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2012
по делу N А51-8139/2011
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.А.Куделинская, в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л.Сидорович, Г.М.Грачев, А.В.Пяткова
По заявлению Федерального казенного учреждения "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае
об оспаривании предписания и действий по приостановлению проверки
Федеральное государственное учреждение "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации" (ОГРН 1037739325800, место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, Океанский пр-кт, 17) обратилось с Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Приморском крае (далее - ТУ Росфиннадзора в Приморском крае, Управление) о признании недействительными предписания от 01.03.2011 N 20-03-09/831 и действий по приостановлению проверки.
Судом апелляционной инстанции произведено процессуальное правопреемство в связи с реорганизацией Федерального государственного учреждения "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации" и преобразованием последнего в Федеральное казенное учреждение "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации" (далее - ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации", учреждение).
Решением суда первой инстанции от 25.10.2011 производство по делу в части признания недействительными действий Управления по приостановлению проверки прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом от заявленных требований. В остальной части в удовлетворении требований учреждения отказано.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, постановлением от 11.01.2012 оставил решение суда первой инстанции без изменения. Судебные акты мотивированы тем, что поскольку непредставление заявителем запрошенных документов не позволяло провести проверку ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации" на предмет использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию федеральных целевых программ за период с 01.03.2010 по 01.02.2011, Управление обоснованно вынесло оспариваемое предписание.
При этом суды указали, что требования, изложенные в предписании, не создают для заявителя какие-либо препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно не возлагают какие-либо обязанности в связи с принятием оспариваемого предписания, а лишь предписывают подготовить к проверке подлинники всех документов, которые имеются у учреждения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации", полагающего, что судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем считает судебные акты подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, на момент вынесения обжалуемого предписания дирекцией предоставлены все поименованные в нем документы, проверка которых входила в полномочия Росфиннадзора.
Кроме этого ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации" полагает, что Административным регламентом установлен круг полномочий Росфиннадзора, который не подлежит расширительному толкованию и не предоставляет право осуществлять проверку документов по вопросам, проверка которых относится к полномочиям других контролирующих органов в области соблюдения законодательства о размещении государственных заказов и в области требований градостроительного законодательства.
ТУ Росфиннадзора в Приморском крае в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что ТУ Росфиннадзора в Приморском крае проведена плановая проверка ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации" на предмет использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию федеральных целевых программ за период с 01.03.2010 по 01.02.2011.
04.02.2011 главному бухгалтеру В.И. Волобуеву предоставлен письменный перечень основных документов, необходимых для проведения проверки.
Письмами (от 14.02.2011 N 01/405, от 15.02.2011 б/н, от 18.02.2011 б/н, от 22.02.2011 N 01/534, от 24.02.2011 N 08/549) ТУ Росфиннадзора в Приморском крае информировало генерального директора учреждения Е.В. Рогозу и главного бухгалтера В.И. Волобуева о неполном и несвоевременном предоставлении запрошенных по перечню документов.
Непредставление ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации" всех запрошенных документов, необходимых для проведения проверки в соответствии с программой, послужило основанием для вынесения Управлением предписания от 01.03.2011 N 20-03-09/831.
Полагая, что вынесенное предписание и действия по приостановлению проверки создают препятствия для осуществления экономической деятельности по расходованию выделенных средств федерального бюджета, ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным предписания, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Согласно подпунктам 5.14.1, 5.14.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2044 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
В силу пункта 87 Административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент), руководитель ревизионной группы вправе получать от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки), документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.
Непредставление запрошенных ТУ Росфиннадзора в Приморском крае документов, делающее невозможным дальнейшее проведение проверки, предоставляет контролирующему органу право направить в проверяемую организацию письменное предписание об устранении препятствующих проведению проверки обстоятельств (пункт 75 Административного регламента).
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела реестры истребуемых и переданных документов и установив, что часть запрашиваемых документов учреждением не представлена, что не позволило ТУ Росфиннадзора в Приморском крае провести проверку в целях контроля за использованием средств федерального бюджета, выделенных на реализацию федеральных целевых программ за период с 01.03.2010 по 01.02.2011, пришли к обоснованному выводу о правомерности вынесения оспариваемого предписания.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии полномочий у ТУ Росфиннадзора в Приморском крае по истребованию и проверке документов по вопросам в области соблюдения законодательства о размещении государственных заказов и в области требований градостроительного законодательства, подлежит отклонению судом кассационной инстанции, как противоречащий положениям пункта 87 Административного регламента.
Перечень истребуемых документов определен контролирующим органом в соответствии с Программой проверки, утвержденной в соответствии с требованиями пункта 58 Административного регламента.
Учитывая, что судебными инстанциями правильно установлены обстоятельства по делу, представленные в материалы дела доказательства подвергнуты проверке с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, а доводы кассационной жалобы опровергаются материалами дела и противоречат действующему законодательству, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2012 по делу N А51-8139/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А.Боликова |
Судьи |
Л.К.Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.