г. Хабаровск |
|
11 мая 2012 г. |
А51-14196/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В.Цирулик
Судей: О.Г.Красковской, С.И.Гребенщикова
при участии:
от истца: Семенюк И.В., представитель по доверенности N ДЭК-20-15/219Д от 09.01.2012; Фоменкова Е.В., представитель по доверенности N ДЭК-20-15/820д от 05.04.2012;
от ответчика: Бадерик М.В., представитель по доверенности N 25/СИ1/4/3-7726 от 07.10.2011; Молчанов А.В., представитель по доверенности N 25/СИ1/4/3-2983/4 от 26.04.2012; Полоротова И.Н., представитель по доверенности N 25/СИ1/4/3-2983 от 26.04.2012
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 05.12.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012
по делу N А51-14196/2011
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.А.Галочкина, в апелляционном суде судьи И.С.Чижиков, С.В.Шевченко, К.П.Засорин
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю"
о взыскании 1 210 058 руб. 50 коп.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул. Тигровая, 19; далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (ОГРН 1022501301899, 690106, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский пр-кт, 28, б; далее - следственный изолятор) о взыскании 1 210 058 руб. 50 коп. задолженности за электроэнергию, отпущенную по договору энергоснабжения от 16.02.2011 N 2503 в период с января по февраль 2011 года.
Иск обоснован тем, что в спорный период отпуска энергии на объекты следственного изолятора ОАО "ДЭК" неверно исчислило стоимость энергопотребления по тарифу для населения, тогда как подлежал применению тариф для бюджетных потребителей. Начисленная вследствие перерасчета стоимость энергии должна быть взыскана на основании статей 309, 310, 539, 544 ГК РФ.
Решением от 05.12.2011 в иске отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что расчет за энергию, отпущенную в спорный период на объекты жилой зоны следственного изолятора, осуществлялся по тарифу для населения, что согласуется с положениями пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), приказом того же органа от 31.12.2010 N 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" (далее - приказ N 655-э), разъяснениями ФСТ РФ, данными в письме от 10.09.2008 N НБ-5157/12 "О тарифах для жилых зон при исправительно-трудовых учреждениях". При этом материалами дела подтверждается наличие раздельного учета по жилой зоне, в которой проживает спецконтингент, потребивший спорные объемы энергии. Поэтому основания для перерасчета у истца отсутствовали.
В кассационной жалобе ОАО "ДЭК" просит решение и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что суды неверно применили пункт 27 Методических указаний и приказ N 655-э. Полагает, что следственный изолятор в спорный период поставок энергии не относился к категории потребителей, приравненных к населению, поэтому основания для применения тарифа, установленного для этой группы потребителей, при расчетах за отпущенный ресурс не имелось. Считает неверным применение к спорным отношениям статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Кроме того, указывает, что суды неполно выяснили обстоятельства, касающиеся организации раздельного учета энергопотребления объектами следственного изолятора, относящимися исключительно к жилым помещениям, что является необходимым условием для расчетов по тарифу для населения.
В отзыве на кассационную жалобу следственный изолятор выражает несогласие с приведенными в ней доводами, считает решение и постановление апелляционного суда соответствующими закону и предлагает оставить их без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители сторон дали пояснения по иску и доводам, изложенным в жалобе и в отзыве на нее.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Суды установили, что 16.02.2011 между ОАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) и следственным изолятором (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 2503 на приобретение электрической энергии и мощности, сроком действия с 01.01.2011 по 31.12.2011.
В приложении N 3 к данному договору согласован перечень мест установки приборов учета, по которым производиться расчет за отпущенную энергию.
В период с января по февраль 2011 года истец в рамках контракта отпустил ответчику электрическую энергию, исчислив ее стоимость по тарифу для населения в отношении объектов, поименованных в приложении N 3 к договору как "тюрьма (ввод 1)", "тюрьма", "тюрьма (ввод 2)".
Впоследствии истец произвел перерасчет, определив стоимость отпущенной энергии по объектам следственного изолятора по тарифу для бюджетных потребителей, и выставил ответчику к оплате суммы, образовавшиеся за счет разницы в тарифах.
Отклоняя иск, суды исходили из того, что ответчик вправе применять тариф для населения при расчетах за потребленную энергию местами проживания спецконтингента ввиду доказанности факта организации раздельного учета на этих объектах.
Кассационная инстанция соглашается с данным выводом судов.
Ввиду регулируемого характера деятельности в сфере электроэнергетики (статья 23 ФЗ "Об электроэнергетике") стоимость отпущенной энергии по договору энергоснабжения в силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ оплачивается по тарифам, устанавливаемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний (в редакции, действовавшей в спорный период) аналогично тарифной группе население производится расчет тарифов для ряда приравненных к такой категории потребителей, включая физических лиц, приобретающих электрическую энергию в целях потребления в помещениях для содержания осужденных, при условии наличия раздельного учета в указанных помещениях.
Аналогичным образом данная категория потребителей включена в перечень категорий потребителей, приравненных к населению, приказом N 655-э в редакции, относящейся к спорному периоду.
Согласно разъяснениям ФСТ РФ, данным в письме от 10.09.2008 N НБ-5157/12, применение которых допустимо к спорным отношениям, к жилым зонам при исправительно-трудовых учреждениях уголовно-исполнительной системы необходимо относить все виды жилых помещений, в которых проживают граждане, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления. В частности, сюда относятся жилые зоны при исправительно-трудовых учреждениях (жилые дома, общежития, в которых проживают обслуживающий персонал, работники исправительно-трудовых учреждений, их семьи и т.д.), а также для осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, которые оплачивают из собственных средств, заработанных на производстве уголовно-исполнительной системы, коммунальные услуги и другие виды расходов, связанные с их содержанием. Для целей расчетов за энергопотребление этими лицами может быть применен тариф, установленный для группы "Население", при условии установления раздельного учета на указанные объекты.
Основываясь на положениях данных норм права, суды пришли к правильному выводу о допустимости применения при расчетах за энергопотребление жилой зоной следственного изолятора тарифа для населения.
При этом суды обоснованно отклонили доводы ОАО "ДЭК" о том, что согласно положениям пункта 27 Методических указаний и приказа N 655-э следственный изолятор, будучи юридическим лицом, приобретающим энергию на нужды потребления в помещениях для содержания спецконтингента, не относился в спорный период к категории потребителей, приравненных к населению.
Как правильно отмечено судами, организация деятельности следственного изолятора (включая обеспечение ресурсами), не допускает возможности непосредственного приобретения физическими лицами у ресурсоснабжающей организации электроэнергии на нужды потребления в помещениях для содержания спецконтингента. Таким образом, по своему смыслу приведенные правовые акты в соответствующей части предполагают отнесение юридических лиц, приобретающих энергоресурс для потребления на эти цели, к субъектам, приравненным к категории потребителей тарифной группы "население". Подтверждением этому служит тот факт, что приказом ФСТ РФ от 15.06.2011 N 139-э/2 перечень категорий потребителей, приравненных к населению, в соответствующей части изменен путем указания на юридическое лицо как приобретателя энергии на эти нужды.
Аналогичные доводы кассационной жалобы ОАО "ДЭК" о неверном применении судами пункта 27 Методических указаний и приказа N 655-э подлежат отклонению по приведенным выше мотивам. Его же ссылка в жалобе на неверное применение судами статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отношении лиц, содержащихся в следственном изоляторе, во внимание не принимается, поскольку применение данной нормы права не оказывает существенного влияния на итог рассмотрения спора.
Суды установили, что в отношении помещений для содержания спецконтингента организован раздельный учет энергопотребления, приборы учета энергии установлены (на вводах) на объекте, обозначенном в приложении N 3 к договору от 16.11.2011 как тюрьма, предназначенном для целей проживания. В заседании суда ответчик представил суду план расположения объектов следственного изолятора, согласно которому тюрьма представляет собой три самостоятельных здания для содержания спецконтингента.
Доказательства того, что на приборы учета, установленные на объекте "тюрьма", запитаны нежилые объекты следственного изолятора, в деле отсутствуют. Сведения о вхождении в состав тюрьмы помещений, не предназначенных для содержания спецконтингента, энергопотребление которых учитывается названными приборами учета, судам не представлены. Доводы жалобы ОАО "ДЭК" об обратном ничем не подтверждены. Ссылка истца в жалобе на письмо ГУФСИН России по Приморскому краю от 10.08.2011 N 7770 в подтверждение факта наличия внутри тюрьмы нежилых помещений отклоняется, так как данный документ носит общий разъясняющий характер в отношении расчетов по объектам содержания осужденных безотносительно спорного объекта.
Ввиду изложенного вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска следует признать верным.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, поэтому решение и постановление не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.12.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по делу N А51-14196/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В.Цирулик |
Судьи |
О.Г.Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.