г. Хабаровск |
|
15 мая 2012 г. |
А59-1931/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А.Боликовой
Судей: Л.К.Кургузовой, Н.В.Меркуловой
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Управляющая коммунальная компания": Степанов С.В., представитель по доверенности от 16.05.2011 N 1
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Сахалинской области: представитель не явился
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Управляющая коммунальная компания"
на решение от 29.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011
по делу N А 59-1931/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.А.Кисилев, в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л.Сидорович, З.Д.Бац, Т.А.Солохина
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая коммунальная компания"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Сахалинской области
третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области
о возврате излишне уплаченных сумм единого социального налога в размере 9 505 467 руб. и пени в сумме 285 152, 34 руб.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10.05.2012.
Открытое акционерное общество "Управляющая коммунальная компания" (далее - ОАО "УКК", общество) (ИНН 6509016942 ОГРН 1066509004088 694620, Сахалинская обл, Холмский р-н, Холмск г, Портовая ул, 11) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Сахалинской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Сахалинской области, налоговый орган) о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм единого социального налога в размере 9 505 467 руб. и пеней в сумме 285 152, 34 руб.
Определением суда Сахалинской области от 20.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области (далее - УПФР по Холмскому району Сахалинской области).
Решением суда первой инстанции от 29.07.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы возможен только при условии отсутствия недоимки по уплате налогов, сборов, пеней, причитающихся тому же бюджету.
Кроме этого суды указали, что налоговым органом с учетом уплаты обществом страховых взносов за 2008 год произведен перерасчет ранее доначисленных сумм единого социального налога и сторнированы суммы соответствующих пеней, в связи с чем двойное взыскание отсутствовало.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ОАО "УКК", полагающего, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в результате одновременного применения налоговым органом и УПФР по Холмскому району Сахалинской области мер принудительного исполнения обязанности по уплате одной и той же суммы обязательного платежа, а именно: доначисленного единого социального налога и подлежащих зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, допущено нарушение принципа однократности налогообложения. При этом общество полагает, что налоговый орган не доказал наличие задолженности у общества по единому социальному налогу за иные периоды, решение о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налога и пеней самостоятельно налоговом органом не принималось, в связи с чем общество считает подлежащей возврату излишне взысканную сумму единого социального налога в размере 9 505 467 руб. и пеней в сумме 285 152, 34 руб.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Сахалинской области, УПФР по Холмскому району Сахалинской, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, налоговый орган возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя общества, присутствующего в судебном заседании до объявления перерыва, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что в связи с частичной неуплатой в 2008 году страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Межрайонная ИФНС России N 2 по Сахалинской области на основании принятых решений N 1587 от 16.10.2008, N 1570 от 02.12.2008, N 2 от 13.01.2009, N 1200 от 31.07.2009 доначислила заявителю 9 281 267 руб. единого социального налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, 285 152,34 руб. пени и 328,40 руб. штрафа, взыскав их в соответствии со статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации в принудительном порядке.
Впоследствии обществом уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по решениям арбитражных судов в общей сумме 9 438 608 руб., что не оспаривается налоговым органом.
Руководствуясь статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Межрайонную ИФНС России N 2 по Сахалинской области с заявлением от 06.04.2011 N 1307 о зачете излишне взысканного (уплаченного) налога, пени в счет погашения имеющейся задолженности, а при отсутствии таковой - возврате налогоплательщику в общей сумме 9 790 619 руб.
Письмом от 03.05.2011 за N 09-28/03724 налоговый орган отказал обществу как в возврате, так и в зачете указанной суммы переплаты.
Полагая, что одновременное применение налоговым органом и УПФР по Холмскому району Сахалинской области мер принудительного исполнения обязанности по уплате одной и той же суммы доначисленного единого социального налога и подлежащих зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, привело к нарушению принципа однократности налогообложения, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о возврате излишне взысканного налоговым органом налога.
Отказывая в удовлетворении требований общества, не доказавшего наличия излишне взысканной налоговым органом суммы 9 505 467 руб. единого социального налога и 285 152, 34 руб. пеней, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что переплата, образовавшаяся в результате уменьшения доначисленного единого социального налога за 2008 год в размере 9 438 608 руб., учтена налоговым органом в уплату текущих налоговых платежей по единому социальному налогу за 2009 год, которые согласно решению Межрайонной ИФНС России N 2 по Сахалинской области от 15.09.2010 N 641 начислены в сумме 9 467 502 руб.
Кроме этого судебными инстанциями учтено, что согласно неопровергнутым обществом данным карточки расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость общество по состоянию на 11.07.2011 имеет задолженность по данному налогу в размере 18 091 323, 19 руб. и пеням в сумме 3 200 127, 85 руб.
Принимая во внимание, что при избранном обществом способе судебной защиты, последнее не представило доказательств, подтверждающих исковые требования, а судебные инстанции установили наличие недоимки по налогу, перечисляемому в федеральный бюджет, в удовлетворении требований общества отказано обоснованно.
Учитывая, что судебные инстанции правильно установили обстоятельства по делу, представленные в материалы дела доказательства подвергнуты проверке с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, а доводы кассационной жалобы опровергаются материалами дела, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по делу N А59-1931/2011 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А.Боликова |
Судьи |
Л.К.Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.