г. Хабаровск |
|
01 июня 2012 г. |
А51-15882/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: Е.В.Зимина, С.Н.Новиковой
при участии:
от истца: представитель Ковтун Е.И. по доверенности от 11.11.2011 N 903;
от ответчика: представитель Пушкова И.Ю. по доверенности от 24.01.2012 N 7/37;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 15.12.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012
по делу N А51-15882/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья В.В.Краснов; в суде апелляционной инстанции - судьи И.С.Чижиков, С.В.Шевченко, К.П.Засорин
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" филиал ДВЖД
к открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания"
о взыскании 715 048,73 рублей
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 10514001746769, далее - ОАО "ДГК") о взыскании 715 048 рублей 73 копеек платы за пользование вагонами.
Решением суда от 15.12.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов об отсутствии доказательств вины ОАО "ДГК" в бросании спорного поезда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на безосновательность выводов судов о возможности приема ответчиком 11 400 или 175 вагонов. Кроме того, ссылается на необоснованное взыскание с него судебных расходов.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ДГК" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО "РЖД" и ОАО "ДГК" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Проверив законность судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 28.04.2010 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ДГК" (владелец) заключен договор N 24 ДЦС на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего на праве собственности ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Приморская генерация" станция Лучегорск.
В соответствии с пунктом 7 договора вагоны, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования, подаются локомотивом перевозчика на станционные пути N 3, 4, 5, которые согласно Инструкции пункта 1.2.1 определены как выставочные. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки и выгрузки.
Согласно пункту 8 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемых владельцу, устанавливается согласно Инструкции не более 25 вагонов.
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 5 часов. Неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов контрагентов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом владельца составляет 2 часа (пункты 12, 13 договора).
В силу пункта 18 договора владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки этих вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, а также за время ожидания подачи на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" в размере 50 процентов от платы, приведенной в таблице нр9.
Согласно дорожным ведомостям N N ЭТ627284, ЭТ629729, ЭТ631902, ЭТ643733 25.01.2011 со станции Новошахтинска ДВОСТж.д. в адрес ответчика на станцию назначения Лучегорск направлены 55 вагонов с углем, срок доставки - до 30.01.2011. Указанные вагоны следовали на станцию назначения в составе грузового поезда 3021 индекс 9769 16 9725.
Спорные вагоны прибыли на станцию назначения 05.02.2011, т.е. с нарушением срока.
26.01.2011 на промежуточной станции Кабарга указанные вагоны в ожидании приема станцией Лучегорск брошены по причине неприема их грузополучателем ОАО "ДГК" из-за занятости фронтов погрузки.
В соответствии с п. 2.1 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила), ОАО "РЖД" на станции бросания составлен акт общей формы N 600330 от 26.01.2011. На основании указанного документа в соответствии с пунктом 3.1 Правил оформлен акт общей формы N1/600205 от 05.02.2011.
Из содержания указанных актов следует, что основанием для бросания поезда послужил приказ N 635 от 26.01.2011, о чем ответчику вручено уведомление о бросании N 5. Основанием для поднятия поезда послужил приказ N636 от 05.02.2011, о чем ответчику направлено уведомление N 1.
Накопительную ведомость ответчик подписал с разногласиями, указав, что вагоны не принимались станцией Лучегорск в связи с систематической занятостью выставочных путей порожними вагонами ответчика.
Не согласившись с доводами ответчика, руководствуясь Тарифным руководством N 2, утвержденным постановлением ФЭК России за N 35/12 от 19.06.2002, статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ОАО "РЖД" начислило ответчику 715 048 рублей 73 копейки платы за пользование задержанными на промежуточной станции вагонами, неоплата которой явилась основанием для обращения с настоящим иском.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ и разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, зарегистрированных в Минюсте России 30.06.2003 N 4856 (далее - Правила составления актов) задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
Как указано выше, в обоснование факта задержки вагонов на промежуточной станции Кабарга ДВост. ж.д. представлены акты общей формы, в которых причиной их составления указано на неприем груза грузополучателем.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Суды, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, обоснованно не приняли их в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих факт задержки вагонов на промежуточной станции Кабарга ДВост. ж.д. по вине ответчика, ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих занятость станционных путей гружеными вагонами, поступившими в адрес ответчика, и невозможности приема вагонов железнодорожной станцией назначения Лучегорск по причинам, зависящим от грузополучателя.
Кроме того, представленный в деле акт общей формы N 1/600205, оформленный на станции Лучегорск в отношении ОАО "ДГК", последним подписан с возражениями, в которых указано, что вагоны не принимались станцией Лучегорск в связи с систематической занятостью выставочных путей порожними вагонами ответчика.
С учетом изложенного, арбитражные суды обоснованно признали недоказанным факт задержки вагонов по причинам, зависящим от ответчика. В связи с чем пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ОАО "ДГК" платы за пользование вагонами на основании статьи 39 УЖТ РФ в размере 715 048 рублей 73 копеек.
При этом, суд первой инстанции, удовлетворяя ходатайство ответчика о взыскании с истца судебных издержек в виде транспортных расходов, с учетом положений статьи 110 АПК РФ, признал их обоснованными, а потому подлежащими возмещению в сумме 14 615 руб. 40 коп.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.12.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу N А51-15882/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
Е.В. Зимин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.