г. Хабаровск |
|
30 мая 2012 г. |
А59-2918/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Брагиной Т.Г.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии
от заявителя: индивидуального предпринимателя Шакирова Мансура Курбановича - представитель не явился;
от ответчика: Сахалинской таможни - Семенихина М.В., представитель по доверенности от 26.12.2011 N 05-16/16037;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сахалинской таможни
на решение от 03.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011
по делу N А59-2918/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Орифова В.С., в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Алферова Н.В., Еремеева О.Ю.
По заявлению индивидуального предпринимателя Шакирова Мансура Курбановича
к Сахалинской таможне
о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей
Индивидуальный предприниматель Шакиров Мансур Курбанович (ОГРНИП 304650114100108; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными действий Сахалинской таможни (ОГРН 1026500535951, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 56; далее - таможня, таможенный орган), выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные платежи по грузовой таможенной декларации N 10707090/021109/0008656 (далее - ГТД N 8656) в сумме 480 301,08 руб.
Решением суда от 03.10.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что корректировка заявленной предпринимателем таможенной стоимости ввезенного по указанной выше ГТД товара произведена таможенным органом незаконно, поэтому таможенные платежи, доначисленные и уплаченные в результате данной корректировки, являются излишне уплаченными и подлежат возврату.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе таможни, которая просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что принятое решение о корректировке таможенной стоимости правомерно, следовательно, для доначисления таможенных платежей в силу неисполнения предпринимателем обязанности по предоставлению достаточных в количественном и качественном отношении сведений и документов у таможни имелись основания.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу отклоняет доводы таможни, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Определением от 21.03.2012 производство по кассационной жалобе таможни приостанавливалось до размещения на официальном сайте www.arbitr.ru постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А07-14548/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан, имеющего для настоящего дела преюдициальное значение.
Определением от 06.04.2012 производство по кассационной жалобе возобновлено.
Представитель таможенного органа в судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в судебном заседании кассационной инстанции не принимал.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось с 25.04.2012 до 11 часов 30 минут 23.05.2012.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя таможенного органа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании ГТД N 8656 предприниматель предъявил к таможенному оформлению ввезенный на территорию Российской Федерации товар, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе осуществления таможенного контроля таможней установлено, что используемые декларантом сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости, а также обнаружены признаки недостоверности данных сведений, в связи с чем предпринимателю направлено требование от 02.11.2009 о предоставлении дополнительных документов.
При применении дополнительных мер контроля таможенной стоимости выпуск товаров осуществлен под обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 480 301,08 руб., уплаченных декларантом по платежному поручению от 05.11.2009 N 116.
По результатам анализа представленных предпринимателем документов, с учетом запроса, таможенным органом 17.12.2009 принято решение о невозможности применения выбранного декларантом метода оценки с предложением произвести расчет таможенной стоимости по методам, отличным от заявленного.
В связи с отказом декларанта определить таможенную стоимость ввезенного товара на основании иного метода таможенной оценки таможней принято окончательное решение по его таможенной стоимости, определенной по шестому резервному методу на базе третьего, оформленные отметкой "Таможенная стоимость принята 27.01.2010" в графе "для отметок таможенного органа" декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2.
29.01.2010 таможенный орган решением N 33 произвел зачет денежных средств, внесенных в обеспечение уплаты таможенных платежей, в сумме 480 301,08 руб. в счет уплаты дополнительно начисленных таможенных платежей по ГТД N 8656.
Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, 13.04.2011 предприниматель обратился в таможенный орган с заявлением N 10 о возврате денежных средств в указанной выше сумме.
Решением от 21.04.2011 N 17-09/4649 таможенный орган отказал в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт их излишней уплаты.
Не согласившись с данным отказом, предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды, правомерно руководствуясь положениями статей 12, 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), статей 123, 124, 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536 (далее - Перечень), а также правовой позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", исходили из того, что материалами дела подтверждается правомерность применения предпринимателем первого метода таможенной оценки при определении таможенной стоимости спорного товара и отсутствие в связи с этим у таможенного органа правовых оснований для ее корректировки.
Таможенный орган не представил доказательства наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Закона о таможенном тарифе оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров.
Неправомерная корректировка таможенной стоимости повлекла за собой необоснованное доначисление таможенных платежей в сумме 480 301,08 руб., которые являются излишне уплаченными и согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза подлежат возврату декларанту в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Поскольку факт излишней уплаты таможенных платежей подтвержден материалами дела, арбитражный суд правомерно признал незаконными действия таможенного органа по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в спорной сумме.
Принимая во внимание, что доводы жалобы сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств по делу, в соответствии со статьей 286 АПК РФ они не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности принятых судебных актов, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 по делу N А59-2918/2011 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Брагина Т.Г. |
Судьи |
Голиков В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.