г. Хабаровск |
|
14 июня 2012 г. |
А51-21373/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии
от Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа - Крамаренко А.А., представитель по доверенности от 01.01.2012;
от Департамента по тарифам Приморского края - Катаева И.А., представитель по доверенности от 17.10.2011 N 69/5054; Ерошенко Л.М., представитель по доверенности от 19.10.2010 N 69/3580;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа
на решение от 23.03.2012
по делу N А51-21373/2011 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: Н.В. Колтунова, Л.П. Нестеренко, Д.А. Самофал
по заявлению Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа
к Департаменту по тарифам Приморского края
об оспаривании постановления
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 11 часов 10 минут 06 июня 2012 года.
Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловые сети Уссурийского городского округа (далее - заявитель, предприятие, УМУПТС) (ОГРН 1022500857312, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Фрунзе, 26) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействующим постановления от 31.08.2011 N 53/8 Департамента по тарифам Приморского края (далее - департамент) (ОГРН 1022502269790, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45) и об обязании департамента принять тариф на услуги в сфере водоснабжения - на горячую воду, оказываемые потребителями, находящимися на территории Уссурийского городского округа, за один кубический метр без учета НДС в размере 157 руб. 12 коп.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2012 постановление Департамента по тарифам Приморского края "Об установлении тарифа в сфере водоснабжения для Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа" от 31.08.2011 N 53/8 признано соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". В удовлетворении заявления предприятию отказано.
Законность и обоснованность судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе УМУПТС, которое указало на неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не учтено, что департаментом необоснованно принята в качестве расчетной средняя температура горячей воды в размере 55? С и в нарушение Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом
Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2001 N 47 применен средний коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами системы центрального водоснабжения, в размере 0, 25.
В заседании суда кассационной инстанции представитель УМУПТС доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, представители департамента, ссылаясь на их несостоятельность, просили судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы, изложенные в жалобе и отзыве на неё, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 08.04.2011 УМУПТС обратилось в Департамент по тарифам Приморского края с заявлением об установлении тарифа на услуги в сфере водоснабжения на горячую воду, оказываемые потребителям, находящимся на территории Уссурийского городского округа.
Предприятие предлагало установить тариф на горячую воду в размере 157 руб. 12 коп./куб.м. без НДС, исходя из тарифа на тепловую энергию в размере 2 057 руб./Гкал, количества тепловой энергии на подогрев воды в размере 0, 0664 Гкал./куб.м, тарифа на холодную воду, используемую для целей горячего водоснабжения в размере 19 руб. 45 коп./куб.м, инвестиционной надбавки в размере 1 руб. 09 коп./куб.м.
09.06.2011 департаментом в адрес УМУПТС направлен запрос N 69/2751 о предоставлении дополнительных документов для оценки расчета количества тепла, необходимого для приготовления 1 куб.м горячей воды.
Во исполнение запроса 17.06.2011 заявитель предоставил перечень жилых домов и пояснение о том, что из 268 жилых домов - 212 домов (79%) получают горячее водоснабжение от УМУПТС по закрытой системе,
56 домов (21%) по открытой системе горячего водоснабжения. Все строения с неизолированными стояками и полотенцесушителями.
31.08.2011 департамент, рассмотрев заявление предприятия и представленные документы, на основании экспертного заключения от 25.07.2011 постановлением N 53/8 установил на период с 01 октября 2011 года по 30 сентября 2012 года тариф на услуги УМУПТС Уссурийского городского округа в сфере водоснабжения - на горячую воду, оказываемые потребителям, находящимся на территории Уссурийского городского округа, за один кубический метр без учета НДС в размере 133 руб. 68 коп.
02.09.2011 постановление департамента по тарифам официально опубликовано в "Приморской газете" N 69 (571).
Полагая, что указанное постановление не соответствует Федеральному закону от 31.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.06.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявления, Арбитражный суд Приморского края исходил из соответствия оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства. Признавая правомерным применение департаментом при расчете тарифа на горячую воду среднего коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного водоснабжения (Кn), в размере 0, 25, суд указал на неисполнение заявителем обязанности по представлению документов, обосновывающих заявленный тариф, а именно документов, подтверждающих конструктивные и технические параметры многоквартирных домов, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов. Руководствуясь Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1006 N 306, и Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной
заместителем Председателя Госстроя России 12.08.2003, суд признал правомерным принятие департаментом средней за год температуры горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, в размере 55? С.
Выводы суда являются правильными, основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, и нормах действующего законодательства.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ).
Судом установлено, что постановлением от 31.08.2011 N 53/8 департамент утвердил тариф на услуги Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа в сфере водоснабжения горячей водой, оказываемые потребителям, находящимся на территории Уссурийского городского округа.
Данное постановление является нормативным правовым актом, принято департаментом в рамках предоставленных в области государственного регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса полномочий, и опубликовано в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации (часть 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ).
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Законом о тарифах и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования органы регулирования устанавливают два вида тарифов на горячую воду: одноставочный тариф и двухставочный тариф. Одноставочный тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды, из расчета платы за 1 кубический метр горячей воды.
Тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 47 Основ ценообразования).
Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями.
В силу пункта 4 Основ ценообразования тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации.
15.02.2011 Министерством регионального развития Российской Федерации Приказом N 47 утверждены "Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Методические указания).
Согласно пункту 7 Методических указаний тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения). Иной порядок оплаты установлен, если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее
отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения).
Как следует из материалов дела предприятие, являясь организацией коммунального комплекса, осуществляет непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием закрытой системы централизованного горячего водоснабжения 212 домов и открытой системой горячего водоснабжения в отношении 56 домов.
Признавая правомерным установление департаментом тарифа на услуги предприятия в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытой системы теплоснабжения в размере 133 руб. 68 коп. без учета НДС, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 57 Методических указаний тарифы на горячую воду в закрытых системах теплоснабжения по решению органа регулирования тарифов могут дифференцироваться с учетом организации поставки горячей воды (системы централизованного теплоснабжения, единый закупщик).
Пунктом 58 Методических указаний предусмотрено, что одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб.м в закрытых системах теплоснабжения рассчитываются по формуле, составляющей которой является - количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды. В свою очередь при определении количества тепла учитывается средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, средняя за год температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения, и коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения.
Представленные заявителем в подтверждение обоснованности примененных в формуле значений при определения количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, документы не содержат сведений о средних за год температурах горячей и холодной воды, поступающей потребителям предприятия из систем централизованного горячего и холодного водоснабжения.
Следовательно, департамент при установлении тарифа и определении количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, правомерно применил Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", в пункте 29 которого установлено значение температуры горячей воды в местах водозабора - 55? С.
Действия департамента согласуются и с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", согласно которому коммунальная услуга в виде горячего водоснабжения осуществляется с учетом обеспечения температуры горячей воды в точке забора: не менее 60? С - для открытых систем централизованного водоснабжения; не менее 50? С - для закрытых систем централизованного теплоснабжения.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для признания выводов суда первой инстанции в этой части несостоятельными.
Согласно пункту 58 Методических указаний при определении количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды применяется значение Кn - коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения. При этом для определения значения указанного коэффициента применяются следующие данные: количество строений с неизолированными стояками и полотенцесушителями (N1); количество строений с изолированными стояками и полотенцесушителями (N2); количество строений с неизолированными стояками и без полотенцесушителей (N3); количество строений с изолированными стояками и без полотенцесушителей (N4); количество строений с системами горячего водоснабжения (ГВС) (N); коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями, равный 0,35 (K1); коэффициент для систем горячего водоснабжения с изолированными стояками и полотенцесушителями, равный 0,25 (K2); коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей, равный 0,25 (K3); коэффициент для систем горячего
водоснабжения с изолированными стояками и без полотенцесушителей, равный 0,15 (K4).
Поскольку заявителем не были представлены документы, подтверждающие конструктивные и технические параметры многоквартирных домов, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов, позволяющие установить количество строений с изолированными и неизолированными стояками и полотенцесущителями, департамент правомерно применил коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного водоснабжения (Кn) в его среднем значении 0,25.
Учитывая, что оспариваемое постановление проверено судом на его соответствие Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 и обстоятельства, свидетельствующие о нарушении департаментом при принятии оспариваемого акта требований, предусмотренных данными нормативными правовыми актами, не установлены, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Все приведенные заявителем доводы судом рассмотрены, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Судом правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2012 по делу N А51-21373/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.