г. Хабаровск |
|
28 июня 2012 г. |
А51-18020/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: С.Е.Лобаря
Судей: Е.В.Зимина, С.Н.Новиковой
при участии
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
на решение от 30.01.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012
по делу N А51-18020/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А.Фокина; в апелляционном суде судьи: Н.В.Алфёрова, О.Ю.Еремеева, А.В.Гончарова
по заявлению индивидуального предпринимателя Шестуна Александра Владимировича
к администрации города Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
о признании незаконным отказа
третьи лица: индивидуальный предприниматель Пятых Александр Витальевич, открытое акционерное общество "Ростелеком"
Индивидуальный предприниматель Шестун Александр Владимирович (ОГРНИП 311253713600031) (далее - заявитель, предприниматель, ИП Шестун А.В.) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, место нахождения: г.Владивосток, Океанский проспект, 20) (далее - администрация) и Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: г.Владивосток, Партизанский проспект, 20) (далее - управление, УГиА администрации г.Владивостока) о признании незаконным отказа от 20.09.2011 N 9499д в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 6593 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе переулка Зеленый, 20, для целей, не связанных со строительством: для размещения и эксплуатации стоянки автомобильного транспорта, об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, возмещении расходов на оплату услуг представителя в сумме 45 000 руб.
Решением суда от 30.01.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012, признан незаконным отказ администрации города Владивостока от 20.09.2011 N 9499д в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 6593 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе переулка Зеленый, 20, для целей, не связанных со строительством: для размещения и эксплуатации стоянки автомобильного транспорта, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал администрацию города Владивостока в месячный срок со дня вступления решения в законную силу утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Шестуну Александру Владимировичу в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом зонирования территорий схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 6593 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе переулка Зеленый, 20, для целей, не связанных со строительством: для размещения и эксплуатации стоянки автомобильного транспорта. С администрации города Владивостока в пользу индивидуального предпринимателя Шестуна Александра Владимировича взысканы судебные издержки на оплату услуг представителя в сумме 15 000 рублей.
В кассационной жалобе администрация и УГиА администрации г.Владивостока просят отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что на земельном участке, испрашиваемом заявителем, расположены деревья. Для использования данного земельного участка для целей - размещение и эксплуатация стоянки автомобильного транспорта, необходимо будет осуществить вырубку зеленых насаждений, однако действующее законодательство предусматривает вырубку деревьев только на земельных участках, предоставленных для строительства объектов капитального типа, на основании порубочного билета, выданного уполномоченным на то органом. Указывает на то обстоятельство, что при наличии существующих ограничений орган местного самоуправления не обязан утверждать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
От ИП Шестуна А.В. поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных в статье 288 АПК РФ, для их отмены.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, 24.06.2011 заявитель обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 15 лет земельного участка ориентировочной площадью 8000 кв.м. в районе пер. Зеленого, 20 в г.Владивостоке для целей, не связанных со строительством: для размещения и эксплуатации автостоянки.
20.07.2011 департамент письмом от 08.07.2011 N 29/06/02-13/11710 обратился к Главе администрации г.Владивостока (вх. N 9499Д) для утверждения схемы расположения спорного земельного участка и выдачи ее заявителю.
18.07.2011 в дополнение к обращению департамента предприниматель направил в управление письмо о приостановлении работы по данному обращению, а письмом от 03.08.2011 - просил возобновить работу и представил в УГиА администрации г.Владивостока дополнительные документы: топографическую съемку, кадастровый план территории, схему расположения земельного участка, а также ситуационный план и каталог координат вершин углов поворота к ней.
Рассмотрев обращение департамента, приложенные к нему и дополнительно поступившие от заявителя документы, администрация письмом от 20.09.2011 N 4999Д отказала в принятии решения об утверждения схемы расположения спорного земельного участка, указав, что на испрашиваемом земельном участке находятся зеленые насаждения.
Указанный отказ послужил основанием обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 34 ЗК РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исходя из положений пункта 21.1 статьи 7 Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края N 90-КЗ от 29.12.2003 "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", постановлений администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па и от 18.05.2007 N 116-па, пункта 1.1 положения о департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного Постановлением администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, а также пунктов 1.1, 2.2.5 положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, следует вывод о том, что в административном центре Приморского края в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, функции по распоряжению земельными участками выполняет департамент земельных отношений.
Согласно требованиям пунктов 3, 4 статьи 11 Закона Приморского края N 90-КЗ от 29.12.2003 "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" орган исполнительной власти в 20-дневный срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории только в том случае, когда отсутствуют основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные федеральным законодательством.
Арбитражные суды, исходя из приведенных положений Земельного кодекса РФ, пришли к выводу о том, что орган местного самоуправления обязан рассмотреть по существу и в установленные сроки обращение уполномоченного органа об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ), с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ), в том числе с учетом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры объектов саммита АТЭС 2012 года, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и по результатам такого рассмотрения принять решение.
При разрешении спора суды, оценив представленную в материалы дела выкопировку из карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа в составе правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, установили, что испрашиваемый предпринимателем в районе пер.Зеленый, 20 земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
Между тем, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 36 правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г.Владивостока от 07.04.2010 N 462, одним из основных разрешенных видов использования земельных участков в указанной зоне является размещение стоянок автомобильного транспорта и иных сооружений для хранения автомобильного транспорта.
Таким образом, расположение спорного земельного участка в зоне П-4, которая может быть предоставлена заявителю для размещения автостоянки, не препятствует составлению и утверждению схемы размещения испрашиваемого участка, поскольку вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка заявителю будет разрешаться с учетом, в том числе, составленной и утвержденной схемы расположения земельного участка.
Арбитражными судами обеих инстанций установлено, что при обращении предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель представил все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 ЗК РФ.
Учитывая, что утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории как один из этапов предоставления участка для целей, не связанных со строительством, осуществляет орган местного самоуправления, суды обеих инстанций правомерно признали незаконным отказ администрации в утверждении схемы расположения спорного земельного участка и обязали ее утвердить и выдать предпринимателю в порядке статьи 34 ЗК РФ с учетом зонирования территорий схему расположения спорного земельного участка.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования в судах обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для их иной оценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется. Новых доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов судов, в кассационной жалобе не приводится.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.01.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 по делу N А51-18020/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
Е.В.Зимин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.