г. Хабаровск |
|
10 июля 2012 г. |
А51-17073/2011 |
Резолютивная часть постановления от 04 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Трофимовой О.Н., Панченко И.С.
при участии
от заявителя: ООО "Австралия Васту" - представитель не явился;
от Находкинской таможни - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Находкинской таможни
на решение от 28.12.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012
по делу N А51-17073/2011
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции Нестеренко Л.П., в апелляционном суде судьи: Грачев Г.М., Шевченко А.С., Сидорович Е.Л.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Австралия Васту"
к Находкинской таможне
о признании незаконным в части решения N 10-14/17831 от 05.08.2011 и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи
Общество с ограниченной ответственностью "Австралия Васту" (ОГРН 1062508041309, место нахождения: 692905, Приморский край, г.Находка, ул.Комсомольская, 8, офис 6, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (ОГРН 1022500713333, место нахождения: 692900, Приморский край, г.Находка, ул.Портовая, 17, далее - таможня, таможенный орган) N 10-14/17831 от 05.08.2011 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации N 10714060/180808/0008093 (далее - ГТД N 8093), об обязании таможни произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 107 300,69 руб., а также о взыскании 30 000 руб., составляющих судебные расходы на оплату услуг представителя.
Решением суда от 28.12.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012, заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение таможенного органа признано незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ); суд также обязал таможню возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 107 300,69 руб.; кроме того, с таможни в пользу общества взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 12 000 руб., в остальной части отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе таможни, которая просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что таможенный орган, рассматривая заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, не имеет право пересматривать решения о корректировке и принятии таможенной стоимости товара, послужившие основанием для доначисления таможенных платежей, не были они оспорены и в судебном порядке. Таможенные платежи, о возврате которых заявлено декларантом, по мнению заявителя жалобы, уплачены им в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем на момент рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей отсутствовали основания для его удовлетворения.
Также таможенный орган указывает на то, что, оставляя заявление без рассмотрения, не отказывал декларанту в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и, как следствие, не нарушал его права и законные интересы.
Общество отзыв на жалобу не представило, явку своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, как и таможня, хотя они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в августе 2008 года во исполнение условий внешнеторгового контракта от 06.10.2007 N А-003/2007, заключенного с компанией "SAJID INTERPRISES", на таможенную территорию Российской Федерации в адрес общества поступил товар, задекларированный по ГТД N 8093 с определением таможенной стоимости по первому методу таможенной оценки - "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
По результатам анализа представленных обществом документов таможня приняла решение, оформленное в виде записи в ДТС-1 "ТС подлежит корректировке", о невозможности использования первого метода таможенной оценки и предложила декларанту произвести расчет таможенной стоимости по методам, отличным от заявленного либо прибыть на консультацию для продолжения процедуры определения таможенной стоимости.
Декларант самостоятельно произвел корректировку таможенной стоимости, определив таможенную стоимость на основании шестого "резервного" метода таможенной оценки на базе третьего (суды ошибочно указывают, что в связи с отказом декларанта корректировка произведена самостоятельно таможенным органом). Скорректированная обществом таможенная стоимость принята таможней, о чем в поле "для отметок таможни" декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 проставлена отметка "ТС принята 26.08.2008".
В результате произведенной корректировки таможенной стоимости обществу доначислены таможенные платежи в сумме 107 300,69 руб., уплаченные им в полном объеме согласно платежным поручениям от 06.08.2008 N 29, от 11.08.2008 N 597 и 598.
Полагая корректировку таможенной стоимости незаконной, а доначисленные в связи с этим таможенные платежи излишне уплаченными, общество 02.08.2011 обратилось в таможню с заявлением о возврате денежных средств в названной сумме.
Таможенный орган решением, оформленным письмом от 05.08.2011 N 10-14/17831, возвратил заявление декларанту без рассмотрения в связи с непредставлением необходимых для осуществления возврата денежных средств документов, а именно: документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, разъяснив, что общество в соответствии с положениями статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ вправе повторно обратиться с подобным заявлением, представив соответствующие документы.
Не согласившись с указанным решением таможни, общество оспорило его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные обществом требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды, правомерно руководствуясь положениями статей 63, 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, статей 12, 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным тарифом, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 N 536, а также правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", исходили из того, что материалами дела подтверждается правомерность применения обществом первого метода таможенной оценки при определении таможенной стоимости товара и отсутствием в связи с этим у таможенного органа правовых оснований для ее корректировки и, соответственно, доначисления таможенных платежей, подлежащих уплате.
Материалами дела установлено, что в целях документального подтверждения применения первого метода таможенной оценки обществом в таможенный орган представлены все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, оценка которых позволила судам сделать вывод о том, что решение таможни о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной ГТД, является незаконным, поскольку представленные декларантом документы подтверждают заявленную им таможенную стоимость данного товара и, соответственно, обоснованность применения при декларировании первого метода таможенной оценки.
Неправомерная корректировка таможенной стоимости повлекла за собой необоснованное доначисление таможенных платежей в сумме 107 300,69 руб. Следовательно, произведенный обществом спорный платеж в счет дополнительно начисленных таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости товара, ввезенного по ГТД N 8093, является излишне уплаченным, а согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченные платежи подлежат возврату декларанту в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 147 указанного Федерального закона излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Таким образом, исследовав обстоятельства дела относительно правомерности решения таможни о корректировке таможенной стоимости и установив их связь с требованием декларанта о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, суды имели достаточные основания для удовлетворения требований о признании незаконным решения таможни в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ГТД и об обязании последней произвести их возврат обществу с учетом того, что установленный вышеуказанной нормой права трехлетний срок не пропущен.
Довод заявителя жалобы о том, что требование о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не подлежало удовлетворению, поскольку решение по таможенной стоимости товара не было обжаловано и отменено, правомерно отклонен судами, поскольку у общества отсутствует предусмотренная законодательством Российской Федерации обязанность обжаловать решение таможни о корректировке таможенной стоимости отдельно от требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Довод жалобы о том, что таможня оставила заявление общества без рассмотрения, а не отказала в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, признан судом кассационной несостоятельным, поскольку судами установлено, что обществом представлены все документы, необходимые для принятия решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, в связи с чем у таможни отсутствовали основания для оставления указанного заявления без рассмотрения.
Поскольку выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.12.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 по делу N А51-17073/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Трофимова О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.