г. Хабаровск |
|
17 июля 2012 г. |
А59-2/2012 |
Резолютивная часть постановления от 11 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Г.В. Котиковой
при участии
от общества с ограниченной ответственностью жилищное хозяйство "Бумажник" - представитель не явился;
от Территориального отделения надзорной деятельности Поронайского района ГУ МЧС России по Сахалинской области - представитель не явился;
от ГУ МЧС России по Сахалинской области - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью жилищное хозяйство "Бумажник"
на решение от 14.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012
по делу N А59-2/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.Н. Шестопал;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л. Сидорович, Г.М. Грачёв, А.В. Пяткова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью жилищное хозяйство "Бумажник"
к главному государственному инспектору Поронайского района по пожарному надзору Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Сахалинской области
об оспаривании постановления от 14.12.2011 N 200 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 09 часов 45 минут 11.07.2012.
Общество с ограниченной ответственностью жилищное хозяйство "Бумажник" (далее - заявитель, общество, ООО "Бумажник") (ОГРН 1056503104008, Сахалинская обл., Поронайский район, г. Поронайск, ул. Ленина, 22) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Поронайского района по пожарному надзору Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Сахалинской области (далее - административный орган) от 14.12.2011 N 200 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.02.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012, обществу в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Бумажник" просит решение первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что общество привлечено к административной ответственности по истечению срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
ООО "Бумажник", Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Сахалинской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, своих
представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили. Административный орган отзыв на жалобу не представил.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке и пределах установленных статьями 284, 286 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения от 01.12.2011 N 127 проведена внеплановая выездная проверка здания общежития, расположенного по адресу: город Поронайск, улица Ленина, 18, переданного на обслуживание ООО "Бумажник". Проверка проводилась с целью принятия мер по результатам проверок соблюдения организациями и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, в связи с окончанием срока на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указанных в предписании от 11.08.2011 N 50.
В ходе проверки установлено, что ООО "Бумажник", осуществляя временное управление и обслуживание жилищным фондом на основании договора управления многоквартирными домами от 01.12.20101 N 7, в том числе здания 18, в городе Поронайске, допустило нарушения правил пожарной безопасности, а именно: здание общежития не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре третьего типа; отсутствуют знаки пожарной безопасности; не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения; не приведены в исправное состояние для обеспечения требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения сети внутреннего противопожарного водопровода; пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода не укомплектован рукавами и стволами; пожарный рукав не присоединен к крану и стволу; не выполнен схематический план эвакуации на случай возникновения пожара; обслуживающий персонал общежития не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте; здание общежития не обеспечено индивидуальными
спасательными устройствами (комплектом спасательного оборудования или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже; не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки, с предоставлением акта; здание не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); сняты предусмотренные проектом двери в межэтажных коридорах и на лестничных клетках, препятствующие распространению опасных факторов пожара; пожарные шкафы внутреннего пожарного водопровода не выполнены согласно требованиям ГОСТа Р 51844.
По результатам проверки в присутствии директора общества административным органом составлены: акт проверки от 145.12.2011 N 127, протоколы об административных правонарушениях от 14.12.2011 NN 205, 206, 207, которыми зафиксированы факты совершения заявителем административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
14.12.2011 главным государственным инспектором Поронайского района по пожарному надзору вынесено постановление N 200 о назначении заявителю административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности и совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Ссылаясь на незаконность постановления административного органа, ООО "Бумажник" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды обеих инстанций исходили из доказанности административным органом факта совершения обществом вмененных административных правонарушений, его вины и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности.
При этом судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Нарушение требований пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений,
электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет административную ответственную, предусмотренную частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Закона о пожарной безопасности, осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами, в том числе Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", и иными нормативными правовыми актами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной
безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности (статьи 1, 2 Закона о пожарной безопасности).
Обязательные для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации требования пожарной безопасности установлены, в том числе Правилами пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденными Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313, а также Нормами пожарной безопасности (НПБ-110-03) "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", Нормами пожарной безопасности (НПБ-104-03
"Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях".
Согласно пункту 6.1 таблицы 1 НПБ-110-03, пункту 18 таблицы 2 НПБ-104-03 общежития отнесены к зданиям подлежащим в обязательном порядке защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, подлежащих оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (пункт 51 ППБ-01-03). Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно (пункт 36 ППБ-01-03).
В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пункт 40 ППБ 01 -03).
В соответствии с пунктами 89, 91 ППБ-01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода
должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них (пункт 108 ППБ-01-03).
Кроме того, согласно пункту 129 ППБ-01-03 обслуживающий персонал зданий для проживания людей, в том числе общежития, должен быть обеспечены индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РП, имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности: распоряжение от 01.12.2011 N 1273, акт внеплановой проверки от 14.12.2011 N 127, протоколы об административных правонарушениях от 14.12.2011 NN 205,206,207 суды пришли к обоснованному выводу о доказанности в бездействии общества составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Суды с учетом положений части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ правомерно пришли к выводу о наличии вины заявителя, которая заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на предотвращение совершения административного правонарушения.
Также являются правильными выводы судов о том, что ООО "Бумажник" является субъектом административной ответственности и о соблюдении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Ссылаясь в кассационной жалобе на пропуск административным органом срока давности привлечения к административной ответственности, обществом не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Кроме того, за нарушения законодательства в сферах, перечисленных в данной норме, установлен иной срок - год со дня совершения административного правонарушения (для длящихся правонарушений с момента обнаружения).
Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ после слов "на розничных рынках" дополнена словами "о пожарной безопасности". Нормативный правовой акт опубликован 06.06.2011 в "Российской газете" N 120 и вступил в силу 17.06.2011.
Следовательно, с 17.06.2011 срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о пожарной безопасности составляет год.
Поскольку нарушения правил пожарной безопасности, допущенные ООО "Бумажник", административным органом выявлены 11.08.2011, постановление о привлечении к ответственности вынесено 14.12.2011, срок давности привлечения к административной ответственности главным государственным инспектором Поронайского района по пожарному надзору Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Сахалинской области соблюден.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 по делу N А59-2/2012 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.