г. Хабаровск |
|
17 июля 2012 г. |
А51-1489/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Г.В. Котиковой
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточные магистральные нефтепроводы" - Алёхин А.А., представитель по доверенности от 26.01.2012 N 58; Адигамов И.М., представитель по доверенности от 25.10.2011 N 080;
от Думы Михайловского муниципального района Приморского края - Счастливцева М.Ю., представитель по доверенности от 11.03.2012 N 60;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточные магистральные нефтепроводы"
на решение от 28.04.2012 по делу N А51-1489/2012 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: Е.М. Попов, Е.И. Андросова, Ю.А. Тимофеева
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточные магистральные нефтепроводы"
к Думе Михайловского муниципального района Приморского края о признании нормативного правового акта недействующим
общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточные магистральные нефтепроводы" (далее - заявитель, общество, ООО "Дальнефтепровод") (ОГРН 1092724004944, г. Хабаровск, ул. Ленина, 57) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Думе Михайловского муниципального района Приморского края (далее - Дума) о признании пунктов 3.1, 3.6, 3.8 Положения об организации озеленения, использования, охраны, защиты и воспроизводства зелёных насаждений, расположенных в границах Михайловского муниципального района, утвержденного решением Думы Михайловского муниципального района от 23.12.2009 N 674, Приложения 3 к Решению "Методика расчётов тарифов на восстановленную стоимость деревьев и кустарников" и Приложения 4 к Решению "Тарифы на восстановительную стоимость деревьев и кустарников" не соответствующими статьям 8, 12 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьям 15, 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующими.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2012 обществу в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Дальнефтепровод", не согласившись с судебным актом, обратилось с кассационной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судом необоснованно отклонен довод общества о наличии предусмотренных пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации признаков налогового платежа (сбора) у восстановительной стоимости зелённых насаждений, порядок определения которой установлен обжалуемыми актами. По мнению ООО "Дальнефтепровод", выводы суда о том, что тарифы на восстановительную стоимость зелёных насаждений носят характер обеспечения возмещения ущерба, затрат на охрану окружающей среды и её восстановления основаны на неправильном применении норм материального права. Также в кассационной жалобе приведены доводы о неполном установлении судом фактических обстоятельств дела, поскольку не проверена экономическая обоснованность установленных тарифов.
В заседании суда кассационной инстанции представители ООО "Дальнефтепровод" доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, представитель Думы Михайловского муниципального района Приморского края, ссылаясь на их несостоятельность, просил судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Думы Михайловского муниципального района Приморского края от 28.12.2009 N 674-НПА утверждены Положение об организации озеленения, использования, охраны, защиты и воспроизводства зелёных насаждений, расположенных в границах Михайловского муниципального района" (приложение N 1) (далее - Положение), Методика расчетов тарифов на восстановительную стоимость деревьев и кустарников (приложение N 3), Тарифы на восстановительную стоимость деревьев и кустарников (приложение N 4).
Согласно пункту 1.2 Положения, с учетом изменений внесенных решением Думы Михайловского района от 25.08.2011 N 190, данное положение регулирует правоотношения между органами местного самоуправления и юридическими лицами и гражданами по вопросам организации озеленения, использования, охраны и воспроизводства зелёных насаждений на межселенных территориях и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена в границах Михайловского муниципального района.
Пунктом 3.1 Положения установлено, что порядок осуществления вырубки и пересадки зелёных насаждений устанавливается данным Положением и иными правовыми актами администрации Михайловского муниципального района в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции. В соответствии с установленным порядком специально уполномоченное должностное лицо производит обследование и оценку зелёных насаждений, составляет ведомость отобранных к вырубке (пересадке) деревьев и кустарников,
рассчитывает сумму ущерба согласно утвержденной методике расчетов восстановительной стоимости зеленых насаждений (пункт 3.6). Согласно пункту 3.8 снос и пересадка древесно-кустарниковых пород с территории строительства производится на основании распоряжения главы администрации Михайловского муниципального района о сносе, после оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений (пункт 3.8).
Методика расчёта тарифов на восстановительную стоимость деревьев и кустарников и Тарифы на восстановительную стоимость, взимаемой за вынужденный снос деревьев, утверждены Думой решением от 23.12.2009 N 674 для расчета размера ущерба и величины убытков в случае установления факта экологического правонарушения, повлекшего уничтожение или повреждение городских зелёных насаждений на территории городского округа, определения стоимостной оценки потенциального ущерба, который может возникнуть при осуществлении хозяйственной деятельности, затрагивающей городские зелёные насаждения на территории городского округа, а также при исчислении размера компенсационных платежей за разрешенную вырубку городских зелёных насаждений на территории городского округа и в иных случаях, связанных с определением стоимости зелёных насаждений.
Судом установлено, что администрация Михайловского муниципального района Приморского края на основании договора аренды земельного участка от 29.04.2009 N 66/2010 предоставила в аренду ООО "Дальнефтепровод" земельные участки для строительства и эксплуатации линейной части объекта "Трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан" участок НПС "Сковородино" - СМНП "Козьмино" (ВСТО-II)".
Постановлением Администрации Михайловского муниципального района Приморского края от 22.07.2010 N 989 "О разрешении на вырубку древесно-кустарниковой растительности ООО "Дальнефтепровод" при строительстве объектов "Трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан" участок НПС "Сковородино" - СМНП "Козьмино" (ВСТО-II)" заявителю разрешена вырубка (снос) древесно-кустарниковой растительности на арендуемых земельных участках на территории Михайловского муниципального района согласно акту обследования земельных участков. Приложением к постановлению произведен расчет на восстановительную стоимость на основании Положения.
Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов общества, поскольку с последнего решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.12.2011 по делу N А73-11678/2011 взыскан ущерб в сумме 10 022 810 руб., составляющий восстановительную стоимость за снос древесно-кустарниковой растительности при строительстве объектов "Трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан" участок НПС "Сковородино" - СМНП "Козьмино" (ВСТО-II)" на арендуемых земельных участках, полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют статьям 8, 12 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды, Федеральному закону от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ООО "Дальнефтепровод" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, не соглашаясь с доводами заявителя о наличии у восстановительной стоимости зелёных насаждений признаков налогового платежа, правомерно исходил из следующего.
Система налогов и сборов, а также принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом метод правового регулирования, представляет собой четко детализированную юридическую регламентацию всей системы налогообложения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено данным пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
При этом согласно пункту 6 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что восстановительная стоимость зелёных насаждений не отнесена Налоговым кодексом Российской Федерации к местным налогам (сборам).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В рассматриваемом случае, как это следует из пункта 3.6 Положения и Методики расчёта тарифов на восстановительную стоимость деревьев и кустарников, восстановительная стоимость зелёных насаждений применяется для расчёта суммы ущерба и определения величины убытков в случае установления экологического правонарушения, а также при исчислении компенсационных платежей за разрешенную вырубку городских зелёных насаждений. Следовательно, указанная стоимость не обладает признаками налогового сбора.
Вместе с тем арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправлении могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В силу пункта 1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственно рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, в перечисленных в названной норме сферах, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Согласно статье 76 Федерального закона от 10.02.2002 N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Поскольку в названной норме арбитражный суд не назван в качестве суда, компетентного рассматривать заявления об оспаривании актов, которыми органом местного самоуправления определен порядок использования, защиты и воспроизводства зеленых насаждений, в том числе порядок определения их восстановительной стоимости, учитывая, что в статье 29 АПК РФ сфера окружающей среды не указана в перечне сфер отнесенных к компетенции арбитражного суда и рассматриваемые правоотношения не относятся к сфере налогообложения, на что ссылается заявитель, данный спор неподведомственен арбитражному суду.
Более того, исходя из предмета регулирования правоотношений, оспариваемые акты не затрагивают права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд общей юрисдикции рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов, следовательно, настоящий спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене, производство по делу прекращению по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации обществу из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в размере 4 000 руб., уплаченная по платежным поручениям от 27.01.2012 N 425, 14.05.2012 N 7011.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.04.2012 по делу N А51-1489/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить и производство по данному делу прекратить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Дальневосточные магистральные нефтепроводы" возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежным поручениям от 27.01.2012 N 425, 14.05.2012 N 7011 в сумме 4 000 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.