г. Хабаровск |
|
16 июля 2012 г. |
А51-20766/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Меркуловой Н.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Ульмира" - представитель не явился;
от инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока Приморского края - Миронова Д.В., представитель по доверенности от 26.06.2012 N 11-06/01/010521;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока Приморского края
на решение от 07.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012
по делу N А51-20766/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Васенко О.В., в суде апелляционной инстанции судьи: Алферова Н.В., Еремеева О.Ю., Гончарова А.В.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ульмира"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока Приморского края
о признании недействительным решения от 27.10.2011, об обязании регистрирующего органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о регистрации промежуточного ликвидационного баланса и выдать соответствующее свидетельство
Общество с ограниченной ответственностью "Ульмира" (ОГРН 1092537000852, 690065, г.Владивосток, ул.Крыгина, 78; далее - общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока (ОГРН 1042504383228, 690091, г.Владивосток, ул.Фокина, 23а; далее - инспекция; регистрирующий орган) об оставлении без рассмотрения документов, изложенное в уведомлении от 27.10.2011, а также обязании регистрирующий орган внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о регистрации промежуточного баланса и выдать соответствующее свидетельство.
Решением суда от 07.02.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012, заявленные требования удовлетворены. Указанное выше решение инспекции признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ). Суд обязал инспекцию в течение пяти рабочих дней со дня принятия судебного решения рассмотреть уведомление общества о составлении промежуточного ликвидационного баланса, зарегистрированное 19.10.2011 под номером 3499.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить, так как считает, что суды неправильно применили нормы материального права, в частности статьи 4, 23 Федерального закона N 129-ФЗ. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, суды не учли, что инспекцией выявлено наличие недоимки в сумме 403 850,92 руб., которая не была отражена в промежуточном ликвидационном балансе общества и в настоящий момент оспаривается последним. Поскольку составление промежуточного ликвидационного баланса в силу статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ носит уведомительный характер, то при недостоверности отраженных в нем сведений, инспекция считает правомерным оставление такого заявления без рассмотрения, что, по ее мнению, не противоречит статье 23 упомянутого выше Федерального закона.
Общество надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, его представители в судебное заседание не прибыли, представлен отзыв, в котором заявитель просит оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установили суды, общим собранием участников ООО "Ульмира" 05.07.2011 принято решение о ликвидации общества, назначен ликвидатор Мищук А.В., о чем 20.10.2011 внесены соответствующие записи в ЕГРЮЛ и выданы свидетельства серии 25 N 003373659 и серии 25 N 003373660. В журнале "Вестник государственной регистрации" 20.07.2011 опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации данного юридического лица, установлен срок для заявления требований кредиторов.
Из материалов дела следует, что 19.10.2011 общество почтовым отправлением представило в регистрирующий орган уведомление по форме N Р13001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса организации и, кроме того, решение об утверждении этого баланса (протокол общего собрания участников N 5), а также промежуточный ликвидационный баланс на 11.10.2011, подписанный Мирошник Е.В., действующей от имени ликвидатора общества по доверенности, подлинность подписи которой удостоверена нотариально.
Суды установили, что инспекция уведомлением от 26.10.2011 сообщила обществу об оставлении указанных выше документов без рассмотрения, разъяснив дополнительно письмом от 27.10.2011 N 08-1/016234 о том, что заявителем не представлены налоговые декларации за соответствующие налоговые периоды, сведения о среднесписочной численности и сообщила о наличии недоимки в размере 403 850,92 руб. и переплете в сумме 6 8282,09 руб. по состоянию на 21.10.2011, свидетельствующие о недостоверных сведениях в представленном промежуточном балансе, который соответственно признала незаполненным.
Суды, проверяя указанное решение инспекции об оставлении без рассмотрения документов, изложенное в уведомлении от 27.10.2011, пришли к выводу о его несоответствии положениям статей 9, 11, 20, 23 Федерального закона N 129-ФЗ, поскольку из содержания указанных норм следует, что результатом рассмотрения представленных для государственной регистрации в реестре изменений, касающихся сведений о юридическом лице, является решение о внесении таких сведений в реестр либо решение об отказе в их внесении по основаниям, предусмотренным статьей 23 названного выше Закона.
Таким образом, удовлетворяя требование общества о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта инспекции, суды обоснованно исходили из того, что регистрирующий орган не вправе был оставить представленные заявителем документы без рассмотрения, поэтому правомерно признали такое решение недействительным.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией определен в статьях 20-22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление промежуточного или ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, то есть составленного с нарушением требований статьи 63 ГК РФ, на что указывает в кассационной жалобе инспекция, может свидетельствовать о нарушении порядка ликвидации юридического лица и следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ. Указанная правовая позиция нашла отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11.
Вместе с тем доводы кассационной жалобы относительно наличия в промежуточном ликвидационном балансе общества недостоверных сведений при установленных выше обстоятельствах (оставление заявления без рассмотрения) не влияют на выводы судебных инстанций о незаконности оспариваемого решения регистрирующего органа.
С учетом изложенного, кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 по делу N А51-20766/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Кургузова Л.К. |
Судьи |
Котикова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.