г. Хабаровск |
|
27 июля 2012 г. |
А59-4466/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: А.А. Шведова
Судей: Т.Н. Карпушиной, М.М. Саранцевой
при участии
от истца: Вятсков Николай Александрович - представитель по доверенности от 10.07.2012 N 575-Д
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
на решение от 15.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012
по делу N А59-4466/2011
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.И. Акинина, в апелляционном суде судьи: Н.А. Скрипка, Т.А. Аппакова, С.М. Синицына
По иску Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
к открытому акционерному обществу "Дальморнефтегеофизика"
третье лицо: федеральное государственное унитарное предприятие "Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии"
о компенсации ущерба водным биологическим ресурсам
Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1076501002005, адрес (место нахождения): 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 43, А, далее - Территориальное управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о понуждении открытого акционерного общества "Дальморнефтегеофизика" (ОГРН 1036500625677, адрес (место нахождения): 693004, г. Южно-Сахалинск, 426; далее - ОАО "Дальморнефтегеофизика", общество, ответчик) к осуществлению компенсационных мероприятий по возмещению ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам, путем выпуска мальков кеты в рыбохозяйственные водоемы Сахалинской области любым законным и приемлемым для общества способом.
Определением от 19.01.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ОГРН 1026500542771, адрес (место нахождения): 693023, г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 196; далее - ФГУП "СахНИРО", предприятие).
Решением суда первой инстанции от 15.02.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с несоблюдением Территориальным управлением порядка по утверждению и осуществлению компенсационных мероприятий, предусмотренного Приказом Росрыболовства от 21.01.2009 N 19 "Об осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения в целях компенсации ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания".
В кассационной жалобе Территориальное управление просит принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, как принятые с нарушением и неправильным применением норм материального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве), Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", указывает на наличие у ответчика обязанности возместить вред, причиненный окружающей среде, в связи с чем считает, что отказ ответчика компенсировать нанесенный ущерб является основанием для признания его действий нарушающими законодательство в области охраны окружающей среды.
ОАО "Дальморнефтегеофизика" в отзыве с доводами жалобы не согласилось, просит судебные акты оставить без изменения.
ФГУП "СахНИРО" в отзыве просит кассационную жалобу удовлетворить, обжалуемые решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Ответчик и третье лицо, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для их отмены отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судами, письмами от 23.05.2007 N 06-2001, от 30.05.2007 N 06-2122, N 06-2124, направленными в ответ на заявки ОАО "Дальморнефтегеофизика" от 23.04.2007 N 08/555, от 15.05.2007 N 08/631 и от 03.05.2007 N 08/585, соответственно, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Сахалинской области известило общество о согласовании материалов на проведение в сезоне 2007 года сейсморазведочных работ на Восточно-Шмидтовском, Венинском участках шельфа Охотского моря, а также работ по изучению строения недр на акватории Охотского моря и Татарского пролива с учетом выплаты компенсационных средств в общей сумме 66 766,63 долларов США.
Федеральное агентство по рыболовству по результатам рассмотрения запроса общества от 29.06.2009 N 08/627 признало возможным проведение в июле-августе 2009 года сейсморазведочных работ методом 3D на Кайгано-Васюканском участке шельфа Охотского моря при условии согласования, в частности, конкретных сроков производства работ с Сахалино-Курильским территориальным управлением Росрыболовства, исходя из необходимости сохранения условий воспроизводства водных биоресурсов затрагиваемой этими работами морской акватории и выполнения запланированных мероприятий по восстановлению нарушенного состояния водных биоресурсов с предварительной корректировкой их стоимости с учетом индекса-дефлятора на момент их выполнения.
С учетом расчета ФГУП "СахНИРО", изложенного в отчете о выполнении научно-исследовательских работ по договору N 35/2009-НИР от 19.05.2009 по теме "Оценка воздействия на морские биоресурсы сейсморазведочных работ 3D, запланированных в пределах Кайганско-Васюканского участка шельфа Охотского моря в 2009 году", в качестве компенсационных мероприятий предполагалось вырастить и выпустить 246 629 штук мальков кеты.
Невыполнение ОАО "Дальморнефтегеофизика" компенсационных мероприятий, направленных на восстановление ущерба, причиненного окружающей среде, послужило основанием для обращения Территориального управления с настоящим иском в арбитражный суд.
Пункт 1 статьи 50 Закона о рыболовстве (в редакции, действовавшей на дату проведения сейсмологических мероприятий в 2007 году) предусматривает, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных биоресурсов и среду их обитания.
Особенности согласования возможности производства геологоразведочных работ, в частности, сейсморабот на акватории любых водных объектов, определены Указаниями о порядке рассмотрения и согласования органами рыбоохраны намечаемых решений и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденными приказом Минрыбхоза СССР от 22.09.1986 N 506 (действовавшими до принятия Приказа Росрыболовства от 21.05.2012 N 464).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 2.1 раздела 2 названного нормативного акта материалы намечаемых решений на строительство предприятий, зданий, сооружений, если их строительство затрагивает интересы рыбного хозяйства, должны содержать в числе прочих перечень мероприятий, направленных на сохранение условий для естественного воспроизводства рыбных запасов и других биологических ресурсов водоемов.
В случае невозможности предотвращения ущерба рыбным запасам представляются рыбоводно-биологические обоснования по определению его размера, направлению компенсационных мероприятий и размера капитальных вложений на их осуществление, которые включаются в сметную стоимость строительства с лимитами строительно-монтажных работ, а также документы от министерств и ведомств - застройщиков, объектами которых наносится ущерб рыбным запасам, гарантирующие принятие ими на себя функций заказчика по проектированию и строительству объектов для осуществления компенсационных мероприятий.
Согласно пункту 2.1 Временной методики оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах, утвержденной Министерством рыбного хозяйства СССР 18.12.1989, Госкомприроды 20.10.1989 (далее - Временная методика оценки ущерба), настоящая методика предназначена, в том числе, для оценки не предотвращаемого предупредительными рыбоохранными мерами ущерба, наносимого рыбным запасам в результате намечаемого строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов, проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах, ухудшающих условия естественного воспроизводства, нагула и зимовки промысловых рыб в связи с изменением гидрологического режима или под воздействием других факторов.
Результаты отрицательного воздействия строительства и эксплуатации предприятий, а также проведения различных работ на рыбохозяйственных водоемах, не устраняемые предупредительными рыбоохранными мерами, определяются размером ожидаемого ущерба рыбным запасам водоема в натуральном выражении. Ущерб рыбным запасам, независимо от уровня их эксплуатации, оценивается разницей в уловах, возможных до и после осуществления проекта, изменяющего условия воспроизводства рыбных запасов (пункт 2.2 Временной методики оценки ущерба).
Судебными инстанциями установлено, что согласовывая проведение сейсмологических работ в 2007 году, стороны определили в качестве способа компенсации вреда, причиняемого окружающей среде - выплату компенсации в денежном эквиваленте, которая должна быть произведена в рублевом исчислении по курсу ЦБ РФ на момент перечисления после утверждения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Порядка направления компенсационных средств на возмещение ущерба.
Поскольку материально-правовым требованием Территориального управления является понуждение ОАО "Дальморнефтегеофизика" к осуществлению компенсационных мероприятий по возмещению ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам, в том числе в результате проведения сейсморазведочных мероприятий в 2007 году, путем выпуска мальков кеты в рыбохозяйственные водоемы Сахалинской области любым законным и приемлемым для общества способом, суды обеих инстанций обосновано отказали в удовлетворении исковых требований со ссылкой на избрание истцом ненадлежащего способа защиты своего нарушенного права, учитывая, что при согласовании таких работ стороны определили иной способ возмещения вреда.
Основания для удовлетворения иска в части компенсации ущерба, причиненного проведением сейсморазведочных мероприятий в 2009 году, у судов обеих инстанций также отсутствовали в виду следующего.
В силу пункта 3 статьи 50 Закона о рыболовстве (в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ) меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "д" пункта 5 Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 569, заявка на согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, также должна содержать сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Пункт 1 статьи 53 Закона о рыболовстве предусматривает, что возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
Из материалов дела следует и установлено судами, что расчет компенсационных мероприятий за проведение сейсморазведочных работ в 2009 году, отраженный в отчете о выполнении научно-исследовательских работ по договору N 35/2009-НИР от 19.05.2009, произведен на основании Временной методики оценки ущерба и предусматривал в качестве способа возмещения вреда выращивание и выпуск 246 629 штук мальков кеты.
Статьей 45 Закона о рыболовстве (в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ) установлено, что искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения осуществляется по договорам, заключаемым с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 645 (действовавшими в спорный период), искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения осуществляется по договорам, заключаемым гражданами и юридическими лицами с Федеральным агентством по рыболовству.
Из буквального толкования пункта 4 указанного Порядка следует, что в отношении заключения договоров с гражданами и юридическими лицами, осуществляющими искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения в целях компенсации ущерба, нанесенного ими водным биоресурсам и среде их обитания порядок, предусмотренный Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", применению не подлежит.
Обязанность заключения от имени Росрыболовства с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями договоров об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов на основании утвержденных Росрыболовством мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения закреплена пунктом 1.2 Приказа Федерального агентства по рыболовству от 21.01.2009 N 19, принятым во исполнение пункта 4 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 645, и с учетом Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 569.
В свою очередь, приведение судами в решении и постановлении апелляционного суда положений Приказа Федерального агентства по рыболовству от 21.01.2009 N 19 "Об осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения в целях компенсации ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания" в редакции Приказа Росрыболовства от 17.05.2010 N 466, не привело к принятию неправильных судебных актов.
Поскольку договор на осуществление искусственного воспроизводство водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения Территориальным управлением с ОАО "Дальморнефтегеофизика" не заключался, суды правомерно отказали в удовлетворении иска в этой части.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в силу действующего законодательства у ОАО "Дальморнефтегеофизика" возникла обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде путем выпуска мальков кеты в рыбохозяйственные водоемы Сахалинской области любым законным и приемлемым для общества способом, подлежат отклонению как направленные на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела.
Принимая во внимание, что выводы судебных инстанций сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы процессуального права, в том числе являющиеся безусловным основанием к отмене обжалуемых судебных актов, арбитражными судами не нарушены, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения принятых по делу решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу N А59-4466/2011 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Шведов |
Судьи |
Т.Н. Карпушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.