г. Хабаровск |
|
27 июля 2012 г. |
А59-5548/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Брагиной Т.Г.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Озеро Изменчивое" - представитель не явился;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу - Кожушкова Т.В., представитель по доверенности от 23.01.2012 N 07-07/155;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Озеро Изменчивое"
на решение от 29.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012
по делу N А59-5548/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Кучеренко С.О., в суде апелляционной инстанции судьи: Солохина Т.А., Сидорович Е.Л.. Пяткова А.В.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Озеро Изменчивое"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 09.12.2011 N 11-01/1602
Общество с ограниченной ответственностью "Озеро Изменчивое" (ОГРН 1076501000333, 693000, г.Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 263-1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1042700153627, 680000, г.Хабаровск, ул.Льва Толстого, 8; далее - департамент, административный орган) от 09.12.2011 N 11-01/1602 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда от 29.02.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт о признании оспариваемого постановления незаконным. Заявитель жалобы полагает, что оснований для привлечения к административной ответственности не имелось, поскольку проверка проведена административным органом с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) - при отсутствии общества в ежегодном плане проверок и без согласования с органами прокуратуры.
Общество извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание его представители не прибыли.
Административный орган в отзыве и его представитель в судебном заседании против доводов общества возражают, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в период с 01.11.2011 по 29.11.2011 административным органом проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения и исполнения обществом обязательных требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлены нарушения, в том числе пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), выразившиеся в невыполнении условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
По данному факту составлены 29.11.2011 акт N 11/17-1643 и 06.12.2011 протокол N 11-01/1602 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ - пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. 09.12.20011 по факту выявленного нарушения административным органом принято постановление N 11-01/1602, которым общество признано виновным в совершении названного выше административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, составляющем 300 000 руб.
Суды, проверяя по заявлению общества указанное постановление, пришли к выводу о наличии у департамента соответствующих полномочий и о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. При этом суды правомерно руководствовались положениями статей 11, 12 и части 2 статьи 22 Закона о недрах.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество имеет лицензию серии ЮСХ N 00873 на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча лечебных грязей на участке недр "Озеро Изменчивое", срок действия лицензии до 01 марта 2031 года.
Приложением N 1 к данной лицензии является лицензионное соглашение об условиях пользования недрами участка "Озеро Изменчивое" с целью добычи лечебных грязей.
В соответствии с пунктом 4.1. раздела 4 "Основные условия пользования участком недр" данного лицензионного соглашения недропользователь взял на себя обязательство до 01.04.2009 провести оценку запасов лечебных грязей на выбранном эксплуатационном участке и утвердить их в установленном порядке в Территориальной Комиссии Запасов.
Далее, пунктом 4.2. этого же раздела разработать и согласовать технологическую схему разработки эксплуатационного участка, провести государственную экологическую экспертизу промышленной безопасности и охраны недр до 01.09.2009. Кроме того, до 01.04.2007 разработать и согласовать в Управлении по недропользованию по Сахалинской области (Сахалиннедра) программу организации и ведения мониторинга (пункт 4.4. лицензионного соглашения).
Однако указанные условия лицензионного соглашения, как установил административный орган и не опровергло общество, последним не выполнены.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, поскольку обязанности по выполнению основных условий пользования участком недр, закрепленные разделом 4 Лицензионного соглашения, общество не исполнило и по истечении указанных в соглашении сроков продолжило добычу лечебных грязей.
Доводы общества о допущенных административным органом в ходе проведенной проверки нарушениях Федерального закона N 294-ФЗ не нашли своего подтверждения. Суды, отказывая в удовлетворении требований общества, исходили из доказанности факта согласования проведения проверки заявителя, что следует из представленной в материалы дела распечатки с официального сайта Генеральной прокуратуры РФ сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2011 год, содержащей информацию о проверяемом лице - обществе с ограниченной ответственностью "Озеро Изменчивое".
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, как правильно указали суды, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
На момент проведения проверки деятельность общества по добыче лечебных грязей прекращена не была, условия, содержащиеся в пунктах 4.1., 4.2., 4.4. приложения N 1 к лицензионному соглашению, в установленные сроки не выполнены. При таких обстоятельствах суды обоснованно отклонили доводы заявителя о несоблюдении административным органом положений статьи 4.5 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не выявлено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, фактически сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств и в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Поскольку суды установили все юридически значимые обстоятельства и не допустили неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе нарушений, влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, то обжалуемые заявителем решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по делу N А59-5548/2011 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Кургузова Л.К. |
Судьи |
Котикова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.