г. Хабаровск |
|
27 июля 2012 г. |
А24-5374/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: О.Г. Красковской, Я.В. Кондратьевой
при участии
от Министерства обороны РФ: А.В.Дрыгин, заместитель начальника отдела по доверенности от 24.05.2012 N 212/2948
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 23.01.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012
по делу N А24-5374/2011
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.Н.Бляхер; в апелляционном суде судьи: К.П.Засорин, Л.Ю.Ротко, И.С.Чижиков
По иску открытого акционерного общества "Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота"
к федеральному государственному учреждению "Управление Тихоокеанского флота", Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании 1 849 059 руб. 28 коп.
Открытое акционерное общество "Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота" (далее - ОАО "ВМСУ ТОФ", общество; ОГРН 1092540005030, адрес (место нахождения): Приморский край, г.Владивосток, ул.Верхнепортовая,12А) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с федерального государственного учреждения "Управление Тихоокеанского флота" (далее - ФГУ "Управление ТОФ", учреждение; ОГРН 1032501343984, адрес (место нахождения): 690100, Приморский край, г.Владивосток, ул.Корабельная Набережная, 2), а при недостаточности у него денежных средств - с Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны РФ; ОГРН 1037700255284; г.Москва, ул.Знаменка, 19) за счет казны Российской Федерации 1 849 059 руб. 28 коп. задолженности по государственному контракту от 18.12.2008 N 09/08.
Решением суда от 23.01.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012, с учреждения в пользу общества, а при недостаточности у него денежных средств с Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации взыскано 1 849 059 руб. 28 коп.
В кассационной жалобе ФГУ "Управление ТОФ" просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приводит довод о том, что спорная задолженность не подлежит взысканию, так как по условиям контракта требование о полной оплате работ может быть предъявлено после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель Министерства обороны РФ поддержал доводы жалобы, дав по ним пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Судами в соответствии с материалами дела установлено, что на основании протокола аукционной комиссии от 12.12.2008 N 4-1 между ФГУ "Управление ТОФ" (заказчик), войсковой частью 53149 (плательщик) и филиалом ФГП "Военно-морское строительное управление ТОФ МО РФ" (подрядчик) заключен государственный контракт от 18.12.2007 N 09/08 (далее - контракт), по условиям которого (в редакции дополнительного соглашения от 23.12.2008 N 1) заказчик осуществляет обеспечение выполнения работ, плательщик - финансирование, а генподрядчик - выполнение под "ключ" строительство, и ввод в эксплуатацию объекта: 58 квартирный жилой дом на территории войсковой части 10103 в г.Петропавловске-Камчатском (дополнительные работы)".
Также генподрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами комплекс работ по строительству, поставке и монтажу оборудования с его пусконаладкой и вводу в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта. Заказчик обязуется обеспечить приемку в эксплуатацию объекта в установленные настоящим контрактом сроки. Плательщик обязуется обеспечить оплату выполненных генподрядчиком и принятых заказчиком работ в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 3.1 контракта его цена составляет 63 944 350 руб.
В соответствии с пунктом 3.5 контракта генподрядчик до 25 числа отчетного месяца представляет заказчику акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Одновременно с вышеуказанными документами генподрядчик представляет заказчику исполнительную документацию на выполненный в соответствии представленной формой КС-2 объем работ. Заказчик в течение 3 рабочих дней рассматривает, оформляет представленные документы и передает их на оплату плательщику или направляет обоснованный отказ. Отсутствие исполнительной документации на объем представленных к приемке работ является основанием для отказа в приемке.
В соответствии с пунктами 4.2 - 4.4 контракта срок ввода объекта в эксплуатацию - срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не позднее: 20.12.2008. Дата начала работ - дата подписания акта передачи строительной площадки (акта о фактической приемке генеральным подрядчиком строительной площадки). Дата окончания работ - дата выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Дополнительным соглашением от 23.12.2008 N 1, а затем дополнительным соглашением от 06.05.2009 N 2 стороны внесли изменения в пункт 3.1 контракта, изменив стоимость работ.
Дополнительным соглашением от 06.05.2009 N 2 стороны заменили плательщика - войсковая часть 53149 на войсковую часть 36005, а также установили, что стоимость работ, указанных в приложении к дополнительному соглашению и поручаемых генподрядчику составляет 63 944 350 руб.
На основании Приказа Министра обороны РФ от 13.08.2009 N 862 ФГУП "Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота Министерства обороны" 03.09.2009 реорганизовано путем преобразования в ОАО "Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота".
Во исполнение принятых на себя по контракту обязательств истец в 2008, 2009 годах выполнил работы в соответствии с условиями договора и дополнительными соглашениями N 1, N 2 на общую сумму 63 944 350 руб., что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат, актами о приемке выполненных работ.
Ответчик оплатил работы частично в сумме 62 095 290 руб. 72 коп.
Неоплата ответчиком стоимости выполненных работ в сумме 1 849 059 руб. 28 коп. явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды, установив, что факт выполнения истцом работ по спорному контракту подтверждается актами и справкой формы КС-2 и КС-3 и не оспаривается ответчиками, оплата работ в полном объеме не произведена, задолженность учреждения перед истцом составила 1 849 059 руб. 28 коп., пришли к выводу о наличии на стороне учреждения ненадлежаще исполненного денежного обязательства на указанную сумму и, правильно применив положения приведенных выше норм права, удовлетворили иск за счет Министерства обороны РФ.
Возложение на Российскую Федерацию в лице Министерства обороны РФ обязанности исполнить решение суда в случае отсутствия либо недостаточности денежных средств у основного должника соответствует статье 120 ГК РФ, пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснениям, данным в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом апелляционный суд отклонил довод истца, аналогичный доводу кассационной жалобы, о том, что требование о полной оплате работ может быть предъявлено истцом только после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, ссылаясь на то, что пункты 4.2 - 4.4 контракта, устанавливают сроки выполнения работ по контракту, являющиеся существенным условием для договора данного вида в силу статьи 708 ГК РФ, но не предусматривают порядок оплаты подрядных работ. Условия раздела 3 контракта не содержат условий о том, что оплата работ производиться только после ввода объекта в эксплуатацию.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств (ст. 71 АПК РФ) и переоценке в суде кассационной инстанции, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судом норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.01.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 по делу N А24-5374/2011 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В.Цирулик |
Судьи |
О.Г.Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.