г. Хабаровск |
|
20 августа 2012 г. |
А73-16412/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Котиковой Г.В.
Судей: Суминой Г.А., Филимоновой Е.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Нони" - Моляков С.В., представитель по доверенности от 01.03.2012 N б/н;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу - Кожушкова Т.В., представитель по доверенности от 06.08.2012 N 07-19/3186; Захарова Т.Л., представитель по доверенности от 18.10.2011 N07-16/4298;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу
на решение от 29.03.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012
по делу N А73-16412/2011 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Руденко Р.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нони"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу
о признании незаконными и отмене постановлений от 08.12.2011 N 17/104 и от 12.12.2011 N 15-072/2011
Общество с ограниченной ответственностью "Нони" (ОГРН 1062720017140, 680511, Хабаровский край, Хабаровского района, с. Матвеевка, квартал Северный, 31; далее - общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1042700153627, 680000, г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 8; далее - департамент; административный орган) от 08.12.2011 N 17/104 о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и постановления от 12.12.2011 N 15-172/2011 - по статье 8.11 КоАП РФ.
Решением суда от 29.03.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012, заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными и отменены: постановление от 08.12.2011 N 17/104 в связи с малозначительностью правонарушения; постановление административного органа от 12.12.2011 N 15-172/2011 ввиду неправильной квалификации совершенного обществом деяния и, соответственно, неправомерного привлечения заявителя к административной ответственности по статье 8.11 КоАП РФ.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу, не согласившись с судебными актами в части выводов, касающихся принятого им постановления о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.11 КоАП РФ, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении его требований в данной части. По мнению департамента, поддержанному его представителями в суде кассационной инстанции, суды неправильно применили нормы материального права и пришли к ошибочному выводу о неверной квалификации административным органом совершенного обществом правонарушения, которое, как считает заявитель жалобы, образует состав статьи 8.11 КоАП РФ.
Общество в отзыве и его представитель в суде кассационной инстанции против отмены судебных актов в обжалуемой части возражают, считают их законными и обоснованными.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 16.08.2012.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установили суды из материалов дела, департаментом в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности на 2011 год проведена плановая проверка деятельности ООО "Нони", результаты которой зафиксированы в акте от 23.11.2011 N 15-21. На основании указанного акта и материалов проверки в отношении общества были составлены: 25.11.2011 протокол N 17/60 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 8.41 КоАП РФ, и 28.11.2011 протокол N 15-072/2011 по статье 8.11 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от 08.12.2011 N 17/104 общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, постановлением от 12.12.2011 N 15-072/2011 ООО "Нони" привлечено к административной ответственности по статье 8.11 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 300 000 руб. за нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых.
Из материалов дела следует, что основными видами деятельности ООО "Нони", согласно Уставу, являются геологическое изучение, включая поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, добыча руд и песков драгоценных металлов, строительство объектов промышленного назначения и горных объектов. Для осуществления указанной деятельности общество имеет 2 лицензии на право пользования недрами: ХАБ 01990 БР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение и добыча рудного золота в пределах Нонинского золоторудного поля и ХАБ 01989 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение и добыча рудного золота в пределах Гуджальской площади, кроме Нонинского золоторудного поля со сроком действия до 31.12.2011, с лицензионными участками, имеющими статус горного отвода. Неотъемлемой составной частью каждой из указанных лицензий являются лицензионные соглашения об условиях пользования недрами. Дополнениями N 2 от 10.02.2011 Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу срок действия данных лицензий продлен до 31.12.2022, с изложением условий пользования недрами в лицензионных соглашениях в новой редакции и изменением сроков, что зафиксировано в акте проверки от 23.11.2011 N 15-21 и протоколе об административном правонарушении от 28.11.2011 N 15-072/2011.
Геологическое изучение недр - один из видов пользования недрами (статья 6 Закона "О недрах").
В соответствии со статьей 11 этого же Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии и удостоверяет право, в том числе проведения работ по геологическому изучению недр.
Государственный геологический контроль согласно Положению о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденному постановлением Правительства от 12.05.2005 N 293 (в ред. от 02.02.210), возложен на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы и осуществляется, по вопросам соблюдения недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, а также выполнения условий, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с положениями статьи 22 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции, при этом пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Статьей 23 названного выше Закона определены, кроме того, основные требования по рациональному использованию и охране недр, к числу которых отнесено обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр и проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на несоблюдении которых обществом настаивает департамент.
Как установили суды и следует из оспариваемого постановления от 12.12.2011 N 15-072/2011, административный орган, привлекая общество к административной ответственности по статье 8.11 КоАП РФ, исходил из того, что последним в нарушение установленного порядка пользования недрами по обеспечению полноты опережающего геологического изучения месторождения Нони и его флангов не выполнены требования к срокам и методике проведения геологоразведочных работ, установленные в "Проекте на производство геологоразведочных работ на месторождении Нони и его флангах в 2007 - 2010 гг." и в лицензиях на право пользования недрами ХАБ 01989 БР и ХАБ 01990 БР (п. 3.2 а), б), в) Условий пользования недрами лицензионных соглашений к указанным лицензиям), что могло привести к недостоверной оценке разведанных запасов рудного золота и сопутствующих компонентов (серебра, меди), промышленной ценности месторождения, условий проведения опытно-эксплуатационных работ открытым способом.
Административным органом при проведении проверки установлено, что обществу на основании программы развития геологоразведочных работ на территории Хабаровского края на 2007 год, лицензий на право пользования недрами Региональным агентством по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу 15.12.2006 выдано Геологическое задание на производство геологоразведочных работ на месторождении Нони и его флангах. В соответствии с указанным Геологическим заданием заявителем подготовлен и утвержден в установленном порядке "Проект на производство геологоразведочных работ на месторождении Нони и его флангах в 2007 - 2010 гг. (Объект Нони)" (далее - Проект), получивший положительное заключение ФГУП "Геолэкспертиза" от 15.11.2007 N 100. Указанным Проектом предусмотрено выполнение комплекса геологоразведочных, опробовательских, лабораторных и других работ, включающих: бурение колонковых скважин, проходку канав и траншей в определенных объемах, изучение гидрогеологических и инженерно-геологических особенностей месторождения, изучение технологических свойств руд, подготовку и утверждение в установленном порядке ТЭО кондиций, в установленные сроки (начало работ 3 квартал 2007, окончание 2 квартал 2010), с составлением отчета с подсчетом запасов и представление его на рассмотрение Дальнедра во 2 квартале 2010 года. Указанные объемы работ в предусмотренные Проектом сроки, как установлено департаментом, обществом не выполнены, что явилось основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.11 КоАП РФ.
Суды, проверяя по заявлению общества постановление по делу об административном правонарушении от 12.12.2011 N 15-072/2011, пришли к выводу о том, что совершенное заявителем деяние неправомерно квалифицировано департаментом как административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 8.11 КоАП РФ. На этом основании суд первой инстанции, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", признал данное постановление незаконным и отменил, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Статьей 8.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений.
Между тем, как установили суды и подтверждается материалами дела, административным органом вменено заявителю нарушение сроков и объемов геологоразведочных работ, предусмотренных лицензиями на право пользование недрами, а также утвержденным Проектом на производство геологоразведочных работ на месторождении Нони и его флангах в 2007 - 2010 г. (Объект Нони), а не правил и требований (методики) проведения указанных работ.
Доводы департамента о неправильном применении статьи 8.11 КоАП РФ и о доказанности наличия в действиях общества вины в совершении правонарушения, предусмотренного указанной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно отклонены судами по результатам исследования и оценки в порядке статьи 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств. При этом суды исходили из того, что объективная сторона вменяемого заявителю правонарушения, сформулированная в оспариваемом постановлении N 15-072/2011 и представленные департаментом доказательства, не свидетельствуют о совершении обществом деяния, состав которого содержит статья 8.11 КоАП РФ.
Кроме того, суды, принимая во внимание продление срока действия имеющихся у заявителя лицензий на пользование недрами и внесение изменений в лицензионные соглашения к ним, касающихся условий пользования недрами и сроков, пришли к обоснованному выводу о недоказанности того, что выявленные департаментом нарушения могли привести или привели к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых (рудного золота и сопутствующих компонентов), как то предусмотрено статьей 8.11 КоАП РФ.
У суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ отсутствуют правовые основания для переоценки данных выводов судов, применивших нормы материального права соответственно установленным фактическим обстоятельствам данного дела.
На основании изложенного, принятые по делу судебные акты в обжалуемой департаментом части отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.03.2012 в обжалуемой части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 в обжалуемой части по делу N А73-16412/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Котикова Г.В. |
Судьи |
Сумина Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.