г. Хабаровск |
|
30 августа 2012 г. |
А04-3012/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: С.Н.Новиковой, И.А.Тарасова
при участии:
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрел кассационную жалобу министерства финансов Амурской области
на решение от 02.05.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012
по делу N А04-3012/2011
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.С.Аныш, в суде апелляционной инстанции судьи В.Г.Дроздова, И.В.Иноземцев, А.А.Тихоненко
По иску общества с ограниченной ответственностью "Амуртеплосервис"
к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области
третьи лица: министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Администрация Васильевского сельсовета, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Районная энергетическая компания"
о взыскании 760 486 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Амуртеплосервис" (далее - ООО "Амуртеплосервис", общество; ОГРН 1092801003349, место нахождения: г. Благовещенск, ул. Нагорная, 19) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области (далее - минфин АО; ОГРН 1072801008928, место нахождения: г. Благовещенск, ул. Ленина, 135) о взыскании за счет казны Амурской области убытков, возникших в результате ограничения размера платы граждан с. Васильевка Белогорского района за жилищно-коммунальные услуги предельным индексом в размере 754 047 руб. за период с 01.01.2010 по 30.09.2010 (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Иск обоснован ссылками на статьи 16, 1067, 1071 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ОГРН 1072801009060, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135), управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН 1082801011457, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская, 206), Администрация Васильевского сельсовета (ОГРН 1022800714155, место нахождения: 676821, Амурская область, Белогорский район, с. Васильевка, ул. Набережная, 88), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Районная энергетическая компания" (далее - ООО "УК "РЭК"; ОГРН 1072804000807, место нахождения: 676821, Амурская область, Белогорский район, с. Васильевка, ул. Набережная, 88, 2).
Решением арбитражного суда от 02.05.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012, иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с указанными судебными актами, минфин АО обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как незаконные и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что Федеральный закон от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26.12.2005 N 184-ФЗ) не содержит положения об источнике и порядке возмещения выпадающих доходов предприятия, предоставляющих коммунальные услуги населению в связи с ограничением роста размера платы граждан за эти услуги путем введения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Полагает, что Российская Федерация, ограничив Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ рост размера платы граждан за коммунальные услуги, не указав источника возмещения выпадающих доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства от введения данного правового регулирования, приняла на себя обязанность полного возмещения организациям коммунального комплекса, непосредственно обеспечивающим предоставление коммунальных услуг населению, расходов, связанных с ограничением такого роста. Считает, что установленная федеральным законодательством обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать предельные индексы для муниципальных образований не означает возникновения расходного обязательства Амурской области по возмещению предприятиям выпадающих доходов.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, согласно пункту 12 устава ООО "Амуртеплосервис" предметом деятельности общества является тепло-, энергоснабжение объектов областной, муниципальной, частной собственности.
08.09.2009 между администрацией муниципального образования Васильевского сельсовета (арендодатель) и ООО "Облкоммунсервис" (в дальнейшем переименованное в ООО "Амуртеплосервис", арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества, согласно условиям которого арендодатель передал во временное владение и пользование арендатору муниципальное имущество - объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения с. Васильевка, для эксплуатации в целях обеспечения потребителей Васильевского сельсовета тепловой энергией, на основании протокола заседания комиссии по результатам проведенного открытого конкурса от 28.08.2009 N 2 (п. 1.1 договора).
Срок аренды установлен договором на 364 дня с момента принятия имущества по акту приема-передачи (п. 3.1 договора).
Актами приема-передачи от 18.09.2009 арендуемое имущество было передано арендодателем арендатору.
Для начисления коммунальных услуг и сбора денежных средств за оказываемые услуги, 01.01.2010 между ООО "Облкоммунсервис" (сторона-1) и ООО "УК "РЭК" (сторона-2) 01.01.2010 заключен договор, предметом которого стало ежемесячное перечисление денежных средств стороной-2 стороне-1 за фактически оказанные услуги (тепло-, водоснабжение, водоотведение) стороной-1 в населенных пунктах, в том числе в с. Васильевка Белогорского района (п. 1 договора).
В целях осуществления указанных функций сторона-1 представила стороне-2 исключительные права по сбору денежных средств потребителей (физических лиц), предназначенных в счет оплаты услуг тепло-, водоснабжения, водоотведения с обязательным выставлением квитанций об оплате по нормативам, утвержденным для ООО "Облкоммунсервис" (п. 2.1 договора).
Согласно выписке из приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 16.11.2009 N 91-пр/т "Об утверждении тарифов на тепловую энергию на 2010 год", отпускаемую ООО "Облкоммунсервис", тариф на тепловую энергию в виде горячей воды по группам потребителей, оплачивающим производство и передачу тепловой энергии, составляет 1 910,32 руб./Гкал по одноставочному тарифу для бюджетных и иных потребителей.
Приказом от 25.01.2010 N 7 ООО "Облкоммунсервис" утвердило указанные ставки оплаты за ЖКУ с 01.01.2010 по 31.12.2010.
В дальнейшем Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области издан приказ от 17.03.2010 N 27-пр о внесении изменений в приказ управления от 12.10.2009 N 77-пр "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Амурской области на 2010 год" (в редакции приказа от 18.12.2009 N 120-пр), согласно которому предельные индексы по муниципальным образованиям, по которым предельные индексы, установленные приказом от 12.10.2009 N 77-пр, превышали 125%, установлены из расчета, что совокупный платеж гражданина за коммунальные и жилищные услуги, рассчитанный исходя из стоимости условной квартиры, не должен превышать 125%. Причем приведение стоимости коммунальных услуг условной квартиры к уровню, не превышающему 125%, произведено за счет корректировки оплаты за коммунальную услугу "отопление".
Кроме того, в приказе управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 17.03.2010 N 27-пр указано, что он вступает в силу с 01.01.2010, в связи с чем необходимо установить размер платы за коммунальную услугу "отопление" из расчета того, чтобы совокупный размер платы за коммунальные услуги не превышал установленный приказом уровень - 125% и с 01.01.2010 сделать перерасчет платы гражданам за январь и февраль.
Приказом от 26.03.2010 N 45 ООО "Облкоммунсервис" утвердило ставки оплаты граждан за ЖКУ на 2010 год в редакции приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 17.03.2010 N 27-пр и указало о необходимости произведения перерасчета начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги с 01.01.2010.
Из вышеуказанного следует, что экономически обоснованный тариф на тепловую энергию на 2010 год для ООО "Облкоммунсервис" с учетом его изменения был установлен Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в размере 2 254 руб. 18 коп.
Согласно акту сверки, составленному между ООО "Амуртеплосервис", Администрацией и ООО "УК "РЭК", истец поставил тепловой энергии за отопительный период с 01.01.2010 по 30.09.2010 в количестве 4200 Гкал.
Факт оказания услуг по теплоснабжению жилищного фонда с. Васильевка ответчиком не оспаривается.
Ввиду того, что ООО "УК "РЭК" при расчетах с населением применяло тариф для категории потребителей в рамках предельных индексов, установленных Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области на 2010 год, а ООО "Амуртеплосервис" поставляло населению тепловую энергию по экономически обоснованному тарифу выше установленного Управлением, у ООО "Амуртеплосервис" возникли выпадающие доходы в результате ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом.
На основании вышеуказанного, 01.07.2010 ООО "Облкоммунсервис" обратилось в Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области с вопросом возмещения выпадающих доходов за 2010 год.
Письмом от 13.07.2010 исх. N 01-07/1720 Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области пояснило, что им произведен расчет объема средств на возмещение выпадающих доходов ООО "Облкоммунсервис", возникших в результате ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом. В соответствии с расчетом размер выпадающих доходов за 2010 год по Белогорскому району составляет 14 492,14 тыс. руб. В связи с тем, что главным распорядителем средств областного бюджета на софинансирование расходов организации коммунального хозяйства является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Управление рекомендовало по вопросу предоставления субсидии обратиться в указанное министерство.
Администрацией Васильевского сельсовета в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 03.02.2010 "Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов по организации коммунального хозяйства" получено субсидий из областного бюджета в сумме 7 609 520 руб.
Согласно представленным в материалы дела сведениям о направлении средств на возмещение затрат управляющим многоквартирным домом на основании договора управления юридическому лицу независимо от организационно-правовой формы или индивидуальному предпринимателю, возникающих в результате ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом на 01.01.2011 Администрацией Васильевского сельсовета получено субсидий из областного бюджета в сумме 4 780 520 руб.
Денежные средства в сумме 4 780 520 руб. перечислены Администрацией Васильевского сельсовета на счет ООО "УК "РЭК" (платежное поручение N 26931 от 30.12.2010).
Как следует из пояснений представителя истца и отзыва Администрации Васильевского сельсовета, субсидия в размере 1 858 283 руб. была перечислена на расчетный счет ООО "Амуртеплосервис".
Ввиду того, что сумма выпадающих доходов, возникающих в результате ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом у ООО "Амуртеплосервис" за период с 01.01.2010 по 30.09.2010 составила 2 612 330 руб., а оплачена сумма в размере 1 858 283 руб., размер убытков, связанных с применением предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, составил 754 047 руб.
Данный факт явился основанием для обращения ООО "Амуртеплосервис" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено судом, потребление тепловой энергии производилось в отсутствие приборов учета, что сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Норматив потребления коммунальных услуг, утвержденный органом местного самоуправления, установлен в размере 0,0292 Гкал/1м2.
Из расчета истца следует, что ООО "Амуртеплосервис" за период с 01.01.2010 по 30.09.2010 поставило населению тепловой энергии для отопления 18 414,63 кв.м жилых помещений, 4200 Гкал., что сторонами не оспаривается.
В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Правила), установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования (п. 8 Правил).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений и выносит решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней (п. п. 16, 23 Правил).
Экономически обоснованный тариф на тепловую энергию на 2010 год для ООО "Облкоммунсервис" был установлен в размере 2 254 руб. 18 коп.
Таким образом, общая сумма отпущенной ООО "Облкоммунсервис" тепловой энергии в количестве 6593,02 Гкал по установленному экономически обоснованному тарифу - 2 254 руб. 18 коп.. за период с 01.01.2010 по 30.09.2010 составляет 9 467 556 руб.
В соответствии с приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 27-пр о внесении изменений в приказ управления от 12.10.2009 N 77-пр "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Амурской области на 2010 год" (в редакции приказа от 18.12.2009 N 120-пр) управляющей компанией ООО "УК "РЭК" была начислена плата гражданам по лицевым счетам за отопление исходя из нормативов потребления, занимаемой площади и с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан в 2010 году (не превышающим 125%) за период с 01.01.2010 по 30.09.2010 в размере 6 855 170 руб.
Таким образом, выпадающие доходы ООО "Амуртеплосервис", возникшие в результате ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом составляют 2 612 386 руб. (9 467 556 руб. - 6 855 170 руб. = 2 612 386 руб.).
Судами установлено, что ООО "Амуртеплосервис" возмещено выпадающих доходов в размере 1 858 283 руб.
В связи с чем, суды пришли к выводу о том, что размер выпадающих доходов, подлежащих возмещению ООО "Амуртеплосервис", составляет 754 047 руб.
Согласно представленному истцом расчету сумма выпадающих доходов, возникающих в результате ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом и подлежащих возмещению ООО "Амуртеплосервис", составляет 754 047 руб.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Удовлетворяя иск, суды исходили из доказанности наличия совокупности условий, необходимых для наступления данного вида ответственности.
При этом судами установлено, что истец понес убытки в результате возмещения выпадающих доходов, возникших в результате ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом, не в полном объеме.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу о наличии основания для удовлетворения исковых требований.
Выводы судов сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, положенных в обоснование выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ недопустимо.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.05.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012 по делу N А04-3012/2011 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
С.Н.Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.