г. Хабаровск |
|
26 сентября 2012 г. |
А73-8268/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: Голикова В.М.
Судей: Панченко И.С., Меркуловой Н.В.
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "У Моста-III": Боград Д.А., представитель по доверенности от 01.08.2012 б/н;
от Министерства сельского хозяйства Хабаровского края: Колесников А.С., представитель по доверенности от 09.07.2012 N 3.1-10/429;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Сенченко Е.С., представитель по доверенности от 19.03.2012 N 01.0-2838;
от Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "У Моста-III"
на решение от 15.02.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012
по делу N А73-8268/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.М. Луговая; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, Е.В Гричановская, Т.Д. Пескова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "У Моста-III"
к Министерству сельского хозяйства Хабаровского края, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
третье лицо: Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края
о признании незаконными: решения от 24.05.2011 N 9, действий, бездействия, обязании выдать лицензию
Общество с ограниченной ответственностью "У Моста-III" (ОГРН 1042700021561, место нахождения: 681006, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Набережная, 7) (далее - ООО "У Моста-III", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1022700922221, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 19) (далее - министерство), Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора) о признании:
-незаконным решения от 24.05.2011 N 9, принятого Министерством сельского хозяйства Хабаровского края в части ограничения объема готовой продукции в части не более 15% при осуществлении обществом розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта;
- незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю по установлению в санитарно-эпидемиологических заключениях от 22.04.2011 N 27.99.22.000.М.000906.04.11, от 29.04.2011 N 27.99.22.000.М.000975.04.11 ограничений при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта в части не более 15% объема готовой продукции;
- незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства Хабаровского края при рассмотрении заявления Общества о продлении лицензии от 12.02.2008 ХБ 001464 N 1571;
- обязании Министерства сельского хозяйства Хабаровского края выдать Обществу лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта без ограничения объема готовой продукции и взыскании с ответчиков солидарно судебных издержек, связанных с подготовкой и оформлением заявления в арбитражный суд в размере 15 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края (ОГРН 1032700299103, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 19).
Решением суда от 15.02.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "У Моста-III", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования общества в полном объеме.
В отзывах на жалобу министерство и Управление Роспотребнадзора предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "У Моста III" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.02.2004. С 2004 года общество по договорам аренды с открытым акционерным обществом "Амур-порт" арендует помещения, находящиеся в нежилом здании речного вокзала по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Набережная, 7. В арендуемых обществом помещениях расположены кафе "Русское застолье" и бар "Жара", в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Для осуществления данного вида деятельности Министерством пищевой промышленности и потребительского рынка Правительства Хабаровского края обществу была выдана лицензия ХБ 001464 N 1571 от 12.02.2008 сроком действия до 12.02.2011.
23.11.2010 общество направило в адрес Минэкономразвития заявление о продлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции без ограничения содержания этилового спирта сроком на 1 год. Ответа на данное заявление не поступило.
18.03.2011 общество направило заявление от 01.02.2011, ответа на заявление не поступило.
12.05.2011 общество обратилось в Министерство сельского хозяйства с заявлением о выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции без ограничения содержания этилового спирта на объекты, расположенные по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Набережная, 7: кафе "Русское застолье", бар "Жара", бар "Бригантина".
На заседании комиссии по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Хабаровского края, оформленной протоколом от 24.05.2011 N 9 принято решение о выдаче обществу лицензии на реализацию алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% сроком на 1 год.
В связи с чем, обществу выдана лицензия ХБ 000096 N 2369 от 17.05.2011 сроком действия до 17.05.2012. Лицензия была получена представителем общества 05.07.2011.
До обращения с заявлением от 12.05.2011 о выдаче лицензии, обществом для представления в комиссию по лицензированию были получены от Филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае в городе Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском районе" экспертные заключения от 14.03.2011 N 12-П и от 14.03.2011 N 11-П, согласно которым кафе "Русское застолье" и бар "Жара" соответствует требованиям СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
08.04.20011 Общество обратилось в Роспотребнадзор по Хабаровскому краю с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие требованиям СЭЗ на реализацию алкогольной продукции, приложив к заявлению: выписку из ЕГРЮЛ, ОГРН, ИНН, устав, договор аренды, предыдущие СЭЗ, экспертные заключения ФГУЗ.
22.04.2011 и 29.04.2011 обществу Роспотребнадзором выданы указанные заключения за номерами 27.99.22.000.М.000906.04.11, 27.99.22.000.М.000975.04.11, которыми удостоверяется, что здание, строение, сооружения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности в области оборота алкогольной продукции: розничная реализация алкогольной продукции (с содержанием этилового спирта не боле 15% объема готовой продукции) - кафе и бар ООО "У Моста-III" в г. Комсомольске-на-Амуре, ул. Набережная, 7, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Считая, что Министерством сельского хозяйства допущено незаконное бездействие по не рассмотрению заявлений общества от 23.11.2010, от 01.02.2011 о продлении лицензии от 12.02.2008 и нарушение сроков выдачи лицензии или направления лицензии от 17.05.2011 в адрес лицензиата; принято незаконное решение, выраженное в протоколе N 9 от 24.05.2011 в части выдачи лицензии с ограничением содержания этилового спирта не более 15% объема готовой продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции; а Роспотребнадзором совершены незаконные действия по установлению в выданных санитарно-эпидемиологических заключениях от 22.04.2011 и от 29.04.2011 ограничений при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции, ООО "У Моста-III" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены: выдача лицензий на розничную
продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в силу положений статей 18, 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. от 11.12.2002 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из распоряжения Губернатора Хабаровского края от 18.02.2011 N 89-р "О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края" и постановления Правительства Хабаровского края от 14.04.2011 N 106-пр "О внесении изменений в Положение о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 20 февраля 2009 N50-пр" усматривается, что в целях дальнейшего совершенствования деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края из структуры министерства экономического развития и внешних связей края выведено управление потребительского рынка, которое включено в структуру министерства сельского хозяйства. К полномочиям последнего указанными актами отнесены функции по осуществлению лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории края, а также государственного контроля в пределах компетенции за оборотом, качеством и безопасностью алкогольной продукции, соблюдением организациями законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, а также условий, предусмотренных выдаваемыми лицензиями.
Данные изменения внесены в Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края постановлением Правительства Хабаровского края N 106-пр 14.04.2011.
Таким образом, к Министерству сельского хозяйства перешли обязанности, в том числе по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с действующим законодательством, в частности, по организации выдачи лицензий лицензируемого вида деятельности -розничной продажи алкогольной продукции.
При разрешении спора суды правомерно отклонили довод заявителя жалобы о том, что с указанными заявлениями он обратился в Минэкономразвития, поскольку представленная в материалы дела квитанция отделения связи от 23.11.2011 не подтверждает отправку какой-либо корреспонденции в какой-либо адрес, так как не содержит данных ни об отправителе, ни об адресе доставки, ни о том, что по данной квитанции было осуществлено отправление письма.
При исследовании подлинника журнал регистрации заявлений, поступивших в адрес Министерства сельского хозяйства за период с 11 марта по 16 мая 2011 года, суд установил, что в книге регистрации зарегистрировано заявление ООО "У Моста III" о выдаче лицензии только от 12.05.2011.
Суд также установил, что в книге регистрации заявлений о выдаче лицензий за период с по 14.04.2011 Министерства экономического развития и внешних связей, сведений о регистрации заявлений Общества от 23.11.2010 и от за спорный период не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств суды обеих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о незаконном бездействии Министерства сельского хозяйства, выраженном в не рассмотрении заявлений общества от 23.11.2010 и от 01.02.2011 и дачи ответа.
Также правомерно суды отказали обществу в удовлетворении требований о признании незаконными действий Роспотребнадзора по установлению в санитарно-эпидемиологических заключениях от 22.04.2011 и от 29.04.2011 в части установления ограничений при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции и о признании незаконным решения, выраженного в протоколе Министерства сельского хозяйства от 24.05.2011 N 9 в той же части.
Пунктом 8.15 Приказа Роспотребнадзора от 16.08.2006 N 265, утвердившего Положение об Управлении Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, предусмотрено, что управление в пределах своей компетенции осуществляет подготовку и выдачу санитарно-эпидемиологических заключений по вопросам осуществления надзора в пределах своей компетенции на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, испытаний и токсилогических, гигиенических и иных видов оценок.
Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсилогических, гигиенических и иных видов оценок" (вместе с Порядком организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (приложение N 1), Порядком выдачи санитарно -эпидемиологических заключений (приложение N 2), Положением о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (приложение N 3), предусмотрено, что санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления следующих видов деятельности, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Под оборотом этилового спирта в соответствии с понятиями, данными в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее закон N 171-ФЗ) понимается - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона N 171 - ФЗ (в редакции, действовавшей на момент оформления и выдачи Обществу лицензии) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой
продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Пунктом 136 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров; перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара; перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" установлено аналогичное правило, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2005 N 150-пр "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Хабаровского края", Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 05.04.2006 N 31-па "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан, и нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" с изменениями внесенными постановлением от
24.10.2011 N 3081-па, устанавливают порядок установления прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
Судами установлено, что объекты заявителя, в которых осуществляется розничная реализация алкогольной продукции, расположены по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, Набережная, д.7, и находятся в здании речного вокзала.
Согласно техническому паспорту здание, расположенное по Набережной, д.7, и в котором находятся объекты Общества по розничной продаже алкогольной продукции (кафе "Русское застолье" и бар" Жара") является зданием "Речного вокзала", принадлежащим ОАО "Амур-порт".
Подтверждением запрета к осуществлению продажи алкогольной продукции с ограничением содержания этилового спирта более 15% объема готовой продукции именно в этом здании, и прилегающей территории к нему, как было указано выше, является постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 05.04.2006 г. N 31-па в редакции постановления от 24.10.2011 N 3081-па.
ООО "У Моста III" осуществляя деятельность в области оборота алкогольной продукции, обязано соблюдать требования действующего законодательства, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в признании незаконными действия Роспотребнадзора и решения Министерства сельского хозяйства.
Отказывая в удовлетворении требований общества о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства в связи с
нарушением срока выдачи (направления) лицензии от 17.05.2011 в адрес лицензиата, суды исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона N 171-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ), решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок может быть продлен на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.
Согласно пункту 8 статьи 19 настоящего Закона решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется организации в течение трех дней после принятия соответствующего решения. В случае, если в заявлении о выдаче лицензии было указано на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет организации соответствующее решение в форме электронного документа.
Судами установлено, что заседание комиссии по рассмотрению заявления общества от 12.05.2011, зарегистрированного Министерством сельского хозяйства за вх. N 3231 16.05.2011 состоялось 24.05.2011. Решение оформлено протоколом от 24.05.2011.
Решение по результатам рассмотрения заявления по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 03.05.2007 N ММ-3-07/273@ Министерством не оформлялось, в адрес заявителя не направлялось. Вместе с этим положения Закона N 171 -ФЗ, в том числе статья 19, на нарушение которой указывает общество, не устанавливают требования к сроку и порядку направления лицензии.
Следовательно, Министерством нарушения сроков выдачи или направления лицензии от 17.05.2011 допущено не было.
Поскольку доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.02.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 по делу N А73-8268/2011
Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.М. Голиков |
Судьи |
И.С. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.