г. Хабаровск |
|
27 сентября 2012 г. |
А24-5483/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.К. Кургузовой
Судей: Е.П. Филимоновой, Н.В. Меркуловой
при участии
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Агроэкспорт" - Мильчева Т.В., представитель по доверенности от 10.08.2012 N 02-2012;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю - представитель не явился;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Петропавловск-Камчатский комбикормовый завод" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроэкспорт"
на решение от 05.04.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012
по делу N А24-5483/2011 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Вертопрахова Е.В., в суде апелляционной инстанции судьи Солохина Т.А., Сидорович Е.Л., Пяткова А.В.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроэкспорт"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Петропавловск-Камчатский комбикормовый завод"
о признании недействительными решения и предписания
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 19 сентября 2012 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Агроэкспорт" ( ОГРН 1094101005349, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ОГРН 1024101041470, далее - управление, антимонопольный орган) от 12.12.2011 по делу N 21-06/153-11А; об обязании антимонопольного органа отменить указанные решения и предписания; о взыскании судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Петропавловск-Камчатский комбикормовый завод" (далее - ООО "Петропавловск-Камчатский комбикормовый завод").
Решением суда от 05.04.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012, в удовлетворении заявления отказано по мотиву необоснованности требований.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, аналитический отчет управления не соответствует Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденному приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - порядок). Как указывает заявитель, вывод управления об отсутствии альтернативы сооружению приёма зерна с воды, способного перегрузить пароходную партию зерна в хранилища ООО "Камчаткомбикорм" в г. Петропавловске-Камчатском не обоснован, поскольку зерно можно доставить в хранилища посредством использования автомобильного транспорта, а также с помощью иного альтернативного сооружения. Также по мнению заявителя, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке за исследуемый период не включен предыдущий собственник сооружения приёма зерна с воды - ООО "Граффа", который периодически передавал указанное имущество в аренду ООО "Агроэкспорт" до 13.07.2011, момента регистрации перехода права собственности к ООО "Агроэкспорт". Кроме того, как указывает заявитель, общество не занимает доминирующего положения на рынке товаров (услуг); в аналитическом отчете управление неправильно определило границы товарного рынка; ошибочно определило барьеры входа на товарный рынок.
Участие в судебном заседании представителя общества обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края.
Управление в отзыве на кассационную жалобу против доводов кассационной жалобы возражает и просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Антимонопольный орган, третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителя заявителя, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.09.2011 в управление поступило заявление от ООО "Петропавловск-Камчатский комбикормовый завод" о необоснованном увеличении ООО "Агроэкспорт" цен за предоставление в аренду сооружения, предназначенного для перевалки зерна с морского транспорта в хранилища мелькомбината, а также об уклонении от заключения договора, обеспечивающего перевалку зерна с воды.
По данному факту 22.11.2011 антимонопольным органом проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг предоставления подземно-воздушной галереи в целях осуществления перевалки зерна.
Приказом руководителя управления от 25.11.2011 N 169-П возбуждено дело N 21-06/153-11А по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела N 21-06/153-11А управлением принято решение от 12.12.2011 N 2404/06 которым ООО "Агроэкспорт" признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем установления монопольно высокой цены на услуги предоставления подземно-воздушной галереи в целях осуществления перевалки зерна для нужд ООО "Камчаткомбикорм", пункт 3 части 1 статьи 10 указанного закона, путем навязывания ООО "Камчаткомбикорм" невыгодных условий договора и условий договора, не относящихся к предмету договора, при оказании ООО "Агроэкспорт" услуг предоставления подземно-воздушной галереи в целях осуществления перевалки зерна.
Обществу выдано предписание от 08.12.2011 о прекращении в срок до 21.12.2011 нарушений пунктов 1, 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: заключении с ООО "Камчаткомбикорм" договора, обеспечивающего перевалку зерна для нужд ООО "Камчаткомбикорм" по сооружению приема зерна с воды, исключая навязывание контрагенту условий договора невыгодных для него или не относящихся к предмету договора и установление монопольно высокой цены товара с учетом следующего:
при заключении договора аренды сооружения приема зерна с воды - цена за аренду не должна превышать сумму расходов и прибыли, необходимых при предоставлении сооружения приема зерна с воды в аренду; при этом сумма расходов рассчитывается пропорционально сроку аренды; при установлении цены за аренду подлежат исключению расходы арендодателя, относящиеся к тем периодам времени, в течение которых арендатор не пользовался данным сооружением;
при заключении договора оказания услуг перевалки зерна необходимо внести изменения в проект договора оказания услуг от 24.11.2011, исключив пункты, в соответствии с которыми на заказчика возлагается обязанность совершать действия, связанные с оказанием услуги перевалки зерна, которые должны совершаться исполнителем услуг, в том числе такие действия как: осуществление уборки при просыпке зерна, обеспечение подачи электроэнергии для надлежащего использования подземно-воздушной галереи; обслуживание оборудования подземно-воздушной галереи в момент перекачки зерна;
в договор оказания услуг от 24.11.2011 подлежат включению пункты, предусматривающие ответственность исполнителя за некачественное предоставление услуг, а также за простой судна произошедший по причине остановки перевалки зерна по вине исполнителя.
Не согласившись с указанным решением и предписанием антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований ООО "Агроэкспорт", суды исходили из доказанности антимонопольным органом факта нарушения антимонопольного законодательства в виде установления монопольно высокой цены на товар и навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора при предоставлении ООО "Камчаткомбикорм" сооружения для приема зерна с воды (подземно - воздушной галереи).
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке определенного товара, запрещается осуществлять действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него не относящихся к предмету договора.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 N 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18026, далее - Порядок), на основании пункта 1.3. которого проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; определение уровня концентрации товарного рынка; определение барьеров входа на товарный рынок; оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; составление аналитического отчета.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг предоставления подземно-воздушной галереи в целях осуществления перевалки зерна за 9 месяцев 2011 года.
Судами установлено, что ООО "Камчаткомбикорм" является единственным покупателем услуг предоставления подземно-воздушной галереи в целях осуществления перевалки зерна. Общество завозит в Камчатский край зерно морским транспортом. Технология перевалки зерна с судна в хранилища ООО "Камчаткомбикорм" заключается в перегрузке зерна из трюмов посредством техники и людских ресурсов морского торгового порта и сооружения приема зерна с воды, которым является подземно-воздушная галерея. Данное сооружение расположено по ул. Радиосвязи, 26/1 в г. Петропавлоске-Камчатском и принадлежит на праве собственности ООО "Агроэкспорт" согласно свидетельству от 13.07.2011 N 41АВ 116225.
В целях осуществления перевалки зерна ООО "Камчаткомбикорм" заключало с ООО "Агроэкспорт" и ООО "Консалтинг Сервис" договоры об оказании услуг субаренды, по условиям которых ООО "Камчаткомбикорм" предоставлялось указанное сооружение за определенную плату. При этом для ООО "Камчаткомбикорм" услуги по перевалке зерна и аренды сооружения приема зерна с воды являются взаимозаменяемыми.
Установив, что подземно-воздушная галерея является единственным сооружением на территории г. Петропавловска-Камчатского, которое используется в целях перевалки зерна с пароходного судна в хранилище ООО "Камчаткомбикорм", суды пришли к обоснованному выводу о том, что антимонопольный орган правильно определил рассматриваемый товарный рынок, географическими границами которого является местонахождение сооружения приема зерна с воды, расположенный по указанному выше адресу.
Судами установлено, что ООО "Агроэкспорт" (до апреля 2011), арендовало указанное выше сооружение у ООО "Граффи" по договору от 01.11.2010, в период действиях которого заключило с ООО "Консалтинг Сервис" договор аренды помещения и оборудования от 10.12.2010 N 10-12-10, которое в свою очередь передало в аренду ООО "Камчаткомбикорм" по договору субаренды от 27.04.2011 N 27/04-11.
Таким образом, довод общества о том, что в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке за исследуемый период, не включен предыдущий собственник сооружения приёма зерна с воды - ООО "Граффа" судами обоснованно отклонен.
Из материалов дела следует, что между ООО "Камчаткомбикорм" и ООО "Агроэкспорт" заключены возмездные договоры об оказании услуг: предоставление подземно-воздушной галереи в целях осуществления перевалки зерна. Первый договор заключен 17.01.2011 со сроком действия с момента его подписания до 31.01.2011 и размером вознаграждения 150000 руб.; второй договор заключен 17.08.2011 со сроком действия, с учетом дополнительного соглашения от 22.08.2011 N 1 к нему, с момента его подписания до 29.08.2011, по условиям которого ООО "Агроэкспорт" обязано оказать услуги перевалки зерна, доставленного т/х "Юрий Тарапуров" с причала г. Петропавловска - Камчатского в хранилища ООО "Камчаткомбикорм", размер вознаграждения составил 115 руб. за тонну принятого зерна, а общая сумма оплаты по этому договору 437 000 руб.
Судами установлено, что в соответствии с указанными выше договорами стоимость за один и тот же объем оказанных услуг возросла от 150 000 руб. до 437 000 руб. Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о том, что цена за услуги перевалки зерна, установленная договором от 17.08.2011, является монопольно высокой.
Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Камчаткомбикорм" 03.10.2011 направляло письмо ООО "Агроэкспорт" с просьбой представить предложения по оказанию услуг по перегрузке зерна с воды.
Не получив ответа, ООО "Камчаткомбикорм" 19.10.2011 направило тому же лицу варианты договоров аренды с просьбой определить наиболее приемлемый вариант.
02.11.2011, 08.11.2011, 14.11.2011 ООО "Камчаткомбикорм" направляло в адрес ООО "Агроэкспорт" письма с просьбой о скорейшем заключении договора, обеспечивающего перевалку зерна с воды, в связи с недопущением срыва поставки зерна.
Письмом от 30.11.2011 ООО "Агроэкспорт" направило в адрес ООО "Камчаткомбикорм" проект договора оказания услуг от 24.11.2011 с протоколом разногласий, при этом его условия являются аналогичными условиям, перечисленным в договоре от 17.08.2011, то есть, как установили суды, невыгодные для заявителя и не относящиеся к предмету спора.
С учётом установленных обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о том, что ООО "Агроэкспорт" навязывало ООО "Камчаткомбикорм" условия договора, невыгодные для последнего и не относящиеся к предмету договора.
На основании изложенного, суды, установив нарушение ООО "Агроэкспорт" пунктов 1, 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, обоснованно отказали заявителю в признании оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа недействительными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судебными инстанциями правовых норм; были предметом исследования и надлежащей правовой оценки в судах первой и апелляционной инстанций. Правовые основания для переоценки выводов судов об установленных обстоятельствах у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы по данному делу составляет 1 000 руб., а заявителем при ее подаче уплачено 2 000 руб., госпошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату заявителю на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 104 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.04.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 по делу N А24-5483/2011 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Агроэкспорт" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.