г. Хабаровск |
|
26 сентября 2012 г. |
А73-12480/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии
от закрытого акционерного общества "ИСТ-ФАРМ" - Безносова Е.Н., представитель по доверенности от 10.09.2012;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - представитель не явился;
от третьих лиц: Министерства здравоохранения Хабаровского края - Гончаров Е.Б., представитель по доверенности от 12.09.2012 N 15; Тян В.Ю., представитель по доверенности от 29.03.2012 N 6;
Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края - Шевелёва А.А., представитель по доверенности от 22.12.2011 N 50;
Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края - представитель не явился;
открытого акционерного общества "Дальхимфарм" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "ИСТ-ФАРМ"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012
по делу N А73-12480/2011 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.А. Шапошникова;
в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д. Пескова, Е.И. Сапрыкина, Е.А. Швец
по заявлению закрытого акционерного общества "ИСТ-ФАРМ"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: Министерство здравоохранения Хабаровского края, Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края, Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края, открытое акционерное общество "Дальхимфарм"
о признании недействительным пункта 1 решения от 08.08.2011 N 42
закрытое акционерное общество "ИСТ-ФАРМ" (далее - заявитель, общество, ЗАО "ИСТ-ФАРМ") (ОГРН 1032500858048, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Волочаевская, 120 б) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление, антимонопольный орган, Хабаровское УФАС России) (ОГРН 1022700921022, г. Хабаровск, ул. Запарина, 67) от 08.08.2011 N 42 в части прекращения дела, в связи с отсутствием в действиях Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, общество просило обязать Хабаровское УФАС России совершить действия, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства о размещении заказов путем выдачи Министерству здравоохранения Хабаровского края предписания об устранении допущенных нарушений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство здравоохранения Хабаровского края, Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края, Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края, открытое акционерное общество "Дальхимфарм" (далее - ОАО "Дальхимфарм").
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.01.2012 в удовлетворении заявленных требований ЗАО "ИСТ-ФАРМ" отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2011 решение суда первой инстанции отменено, пункт 1 решения Хабаровского УФАС России от 08.08.2011 N 42 по делу N 8-01/247, возбужденного в отношении Министерства здравоохранения Хабаровского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части прекращения рассмотрения дела признан незаконным.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на существенное нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, просило судебный акт апелляционного суда изменить, обязав антимонопольный орган совершить действия, направленные на восстановление прав ЗАО "ИСТ-ФАРМ" и устранение выявленных нарушений законодательства путем выдачи Министерству здравоохранения Хабаровского края предписания об отзыве письма от 03.05.2011 N 012-43421 и направлении учреждениям здравоохранения Хабаровского края указания на необходимость закупки инфузионных растворов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг доля государственных и муниципальных нужд" посредством проведения торгов, а также обязать Хабаровское УФАС России передать должностным лицам управления заявление и материалы ЗАО "ИСТ-ФАРМ" с целью возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а именно статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг доля государственных и муниципальных нужд" и статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По мнению общества, вывод суда апелляционной инстанции о несоответствии нормам антимонопольного законодательства избранного заявителем способа восстановления нарушенного права, противоречит пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, пункту 2 части 1 статьи 23, статьи 49 Закона о защите конкуренции. Полагает, что возложение на управление обязанности по выдаче предписания в адрес Министерства здравоохранения Хабаровского края способствует защите нарушенных прав заявителя и направлено на устранение и предотвращение нарушения законодательства о размещении заказов.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ЗАО "ИСТ-ФАРМ" доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Представители Министерства здравоохранения Хабаровского края, Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, ссылаясь на их несостоятельность, просили постановление оставить без изменения как законное и обоснованное.
Хабаровское УФАС России, Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края, ОАО "Дальхимфарм", извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, выслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и отзывов на неё, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права в обжалуемой части, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, письмом Министерства здравоохранения Хабаровского края от 03.05.2011 N 01.2-4342 учреждениям здравоохранения Хабаровского края рекомендовано в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов осуществлять закупку инфузионных растворов производимых ОАО "Дальхимфарм".
Ссылаясь на несоответствие действий Министерства здравоохранения Хабаровского края требованиям антимонопольного законодательства, что ведет к ограничению конкуренции на рынке оптовой торговли лекарственными средствами (инфузионными растворами), ЗАО "ИСТ-ФАРМ" обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой.
По результатам проверки, проведенной антимонопольным органом в рамках дела N 8-01/247 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Хабаровского края части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, управлением принято решение от 08.08.2011 N 42. Пунктом 1 данного решения рассмотрение дела прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 2 решения Министерству здравоохранения Хабаровского края предложено в срок до 20.08.2011 отозвать письмо от 03.05.2011 N 01.2-4342, адресованное государственным учреждениям здравоохранения Хабаровского края и рекомендовано осуществлять закупку инфузионных растворов, производимых ОАО "Дальхимфарм", в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, о чем в пятидневный срок необходимо уведомить Хабаровское УФАС России. Пунктом 3 решения предусмотрена передача материалов дела в отдел контроля за размещением заказов для рассмотрения вопроса о проведении проверки действий государственных учреждений здравоохранения Хабаровского края при размещении заказов на поставку инфузионных растворов у единственного поставщика - ОАО "Дальхимфарм".
При этом в ходе проверки управлением установлено, что информация, содержащаяся в письме от 03.05.2011 N 01.2-4243, не основана на нормах действующего законодательства и не соответствует положениям пункта 4 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. Однако антимонопольный орган не выявил в действиях министерства признаков нарушения антимонопольного законодательства, так как пришел к выводу о том, что указанное письмо не является правоприменительным актом и не влечет правовые последствия в виде исполнения обязанности производить закупки инфузионных растворов у ОАО "Дальхимфарм".
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ЗАО "ИСТ-ФАРМ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным пункта 1 решения антимонопольного органа от 08.08.2011 N 42.
Суд первой инстанции, отказывая ЗАО "ИСТ-ФАРМ" в удовлетворении заявления, согласился с выводами антимонопольного органа о наличии оснований для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства здравоохранения Хабаровского края.
Шестой арбитражный апелляционный суд, отменяя решение арбитражного суда первой инстанции, пришел к противоположным выводам. Вторая инстанция, удовлетворяя требования общества, исходила из того, что содержащиеся в письме рекомендации медицинским учреждениям об осуществлении закупки инфузионных растворов, производимых ОАО "Дальхимфарм", лишает учреждения право выбора иных хозяйствующих субъектов, производящих подобные лекарственные средства. Установив признаки антимонопольного нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, апелляционный суд признал пункт 1 обжалуемого решения недействительным.
В этой части лицами, участвующим в деле, судебный акт суда апелляционной инстанции не обжалуется. Предметом кассационной проверки является вывод апелляционного суда об отсутствии правовых оснований для обязания Хабаровского УФАС России совершить действия по выдачи Министерству здравоохранения Хабаровского края предписания.
Суд кассационной инстанции, оставляя кассационную жалобу без удовлетворения, исходит из следующего.
По правилам пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, удовлетворение требования о признании недействительным акта органа, осуществляющего публичные полномочия, должно привести к восстановлению нарушенного права заявителя.
Вместе с тем, как следует из пункта 2 решения антимонопольного органа Министерству здравоохранения Хабаровского края предложено в срок до 20.08.2011 отозвать письмо от 03.05.2011 N 01.2-4342, адресованное государственным учреждениям здравоохранения Хабаровского края и рекомендовано осуществлять закупку инфузионных растворов, производимых ОАО "Дальхимфарм" в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, о чем в пятидневный срок уведомить Хабаровское УФАС России.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что управление, не установив в действиях Министерства здравоохранения Хабаровского края признаков нарушения антимонопольного законодательства, одновременно признав содержащиеся в нем рекомендации не основанными на действующем законодательстве, предприняло меры для восстановления нарушенного права заявителя путем принятия пункта 2 решения от 08.08.2011 N 42.
Поддерживая позицию суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает необходимым указать следующее.
В силу статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и на основании вынесенного решения антимонопольный орган выдает предписание. Перечень возможных предписаний, выдаваемых хозяйствующим субъектам и обязательных для исполнения, содержится в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Из анализа указанных норм следует, что предписание антимонопольным органом выдается лицу, в отношении которого вынесенным решением управления установлен факт нарушения антимонопольного законодательства. Признание судом решения антимонопольного органа недействительным, как основание для выдачи предписания Законом о защите конкуренции, не предусмотрено.
Учитывая, что реализация судом правил статьи 201 АПК РФ в каждом конкретном случае осуществляется с учетом установленных судом обстоятельств дела исходя из задач и целей административного судопроизводства, принимая во внимание, что на момент рассмотрения спора в суде кассационной инстанции письмо Министерства здравоохранения Хабаровского края отозвано и является недействующим, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, у суда кассационной инстанции в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания и необходимость для изменения постановления суда апелляционной инстанции и внесения в резолютивную часть судебного акта указания на способ восстановления нарушенного права заявителя.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суд от 05.06.2012 по делу N А73-12480/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.