• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 октября 2012 г. N Ф03-4185/12 по делу N А24-357/2012

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Положения названной нормы права, в указанной редакции, направлены на реализацию принципа недопустимости перевода долга, что фактически происходит при реорганизации юридического лица, без согласия кредитора (пункт 1 статьи 391 ГК РФ), в связи с чем последнему предоставляется право потребовать от реорганизуемого юридического лица досрочного исполнения гражданско-правового обязательства, то есть обязательства, срок исполнения по которому на момент реорганизации должника не наступил.

Однако судами установлено, что на момент изменения МУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" существующего типа на автономное учреждение срок исполнения обязательства по оплате задолженности по договору от 01.01.2007 N 2517 за 2007 год наступил, что, в свою очередь, влечет невозможность реализации кредитором права требования досрочного исполнения обязательства.

Кроме того, как установлено судом первой инстанции из представленных в дело доказательств, при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения собственником не решен вопрос о наделении автономного учреждения имуществом, достаточным для исполнения обязательств, возникших у муниципального учреждения до изменения его типа, как того требует пункт 10 статьи 5 Федерального закона N 174-ФЗ.

...

Применительно к спорной ситуации судом первой инстанции справедливо отмечено, что изменение правового положения учреждения после возникновения у первоначального кредитора (МУП "Горводоканал") права требования, а у первоначального должника (муниципального учреждения) обязанности исполнения гражданско-правового обязательства не имеет правового значения для определения оснований ответственности собственника его имущества по таким обязательствам и субсидиарную ответственность собственника - муниципального образования не устраняет.

Кроме того, делая вывод о необоснованном применении судом первой инстанции положений статей 63, 64 ГК РФ, предусматривающих право на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения (при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов) кредиторов, заявивших ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения, и указывая на достаточность денежных средств для погашения долга основным должником, апелляционный суд не учел, что представленными в апелляционный суд балансами автономного учреждения, равно как иными доказательствами, представленными в суд первой инстанции, получившими надлежащую правовую оценку, подтверждается наличие дебиторской задолженности, что само по себе не может свидетельствовать об оплате этого долга дебиторами и, как следствие, об удовлетворении требований истца."