г. Хабаровск |
|
11 октября 2012 г. |
А51-16832/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А. Тарасова
Судей: Е.В. Зимина, С.Н. Новиковой
при участии:
от заявителя: Малахов А.В. - адвокат, доверенность от 10.10.2011 б/н;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
на решение от 26.03.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012
по делу N А51-16832/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья И.С. Чугаева, в суде апелляционной инстанции - судьи Н.В. Алферова, О.Ю. Еремеева, А.В. Гончарова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Берлит Плюс"
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
третьи лица: Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке", многоквартирный жилой дом по ул. Березовая, 21 в г. Владивостоке в лице старшего по дому Храмцовой Елены Ивановны, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным распоряжения
Общество с ограниченной ответственностью "Берлит Плюс" (ОГРН 1062536036672, место нахождения: 690066, Приморский край, г. Владивосток, пр-кт Красного Знамени, 131, 131; далее - ООО "Берлит Плюс") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690000, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20; далее - УГиА администрации г. Владивостока) от 23.09.2011 N 2186 "Об отмене распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 11.03.2011 N 412".
Решением суда от 26.03.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012, данные требования удовлетворены.
При этом суд сослался на несоответствие указанного распоряжения Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению УГиА администрации г. Владивостока, считающего их незаконными и подлежащими отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель полагает, что выводы суда о неразграничении спорного земельного участка, о неналожении его на смежный земельный участок и об отсутствии нарушений со стороны общества СНиПа 2.07.01-89* не соответствуют перечисленным обстоятельствам и доказательствам по делу.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав в судебном заседании пояснения заявителя, кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, 11.03.2011 на основании обращения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 14.10.2009 N 13059Д об обеспечении выбора земельного участка по заявлению ООО "БЕРЛИТ ПЛЮС" о предоставлении земельного участка в аренду под строительство многоуровневой стоянки, Управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока принято распоряжение N 412 "О выдаче акта выбора земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, ул. Березовая, 25 ООО "БЕРЛИТ ПЛЮС" для строительства многоуровневой автостоянки".
Согласно данному распоряжению администрация г. Владивостока обеспечила выбор земельного участка под строительство многоуровневой автостоянки по адресу: г. Владивосток, ул. Березовая, 25, выдачей ООО "БЕРЛИТ ПЛЮС" акта о выборе земельного участка, а также утвердив схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
23.09.2011 распоряжением начальника Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока N 2186 в порядке самоконтроля распоряжение Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 11.03.2010 N 412 "О выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, ул. Березовая, 25, ООО "БЕРЛИТ ПЛЮС" для строительства многоуровневой автостоянки" отменено.
В распоряжении в качестве основания отмены распоряжения от 11.03.2010 N 412 указаны Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав города Владивостока, Положение об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденное решением Думы города Владивостока от 03.04.2009 N 259, распоряжение главы города Владивостока от 08.07.2009 N 700-р "О делегировании права подписи Мельнику А.И.".
Общество, не согласившись с распоряжением от 23.09.2011 N 2186, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
С учетом статей 198, 200 АПК РФ судом правильно указывалось, что для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" названные муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статья 48 названного Закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Учитывая необходимость контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 (далее - Положение), Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока является органом администрации города Владивостока, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры.
Управление в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Приморского края, Уставом города Владивостока, муниципальными правовыми актами города Владивостока, постановлениями и распоряжениями главы города Владивостока и настоящим Положением.
Согласно пунктам 4.22, 4.23, 4.24 Положения, Управление уполномочено на совершение следующих действий: обеспечение выбора земельного участка; подготовку информационного сообщения для населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, выдачу акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 7.3 Положения начальник Управления осуществляет руководство Управлением на основе единоначалия. Начальник издает акты в форме приказов и распоряжений. Приказы и распоряжения начальника Управления могут быть отменены главой города Владивостока.
Из положений данных норм, суд пришел к правильному выводу, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством. Однако реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов и осуществляться произвольно. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого распоряжения, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта
является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Часть 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Согласно пункту 1 статьи 31 Кодекса юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономические обоснования проекта строительства или необходимые расчеты.
Судом из материалов дела выяснено, что основанием для выбора спорного земельного участка явилось обращение департамента земельных отношений от 14.10.2009 N 13059д, от 23.10.2009 N 13059д, направленное в Управление в связи с обращением Общества 07.09.2009 в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1395 кв. м. с предварительным согласованием места размещения многоуровневой автостоянки в районе ул. Березовая, 25 в г. Владивостоке.
Как следует из акта о выборе земельного участка для строительства N 32 от 21.02.2011, в нем содержатся все необходимые сведения о земельном участке, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса РФ, а именно, указано назначение объекта строительства - "многоуровневая стоянка", предполагаемое место его размещения - в районе ул. Березовая, 25 в г. Владивостоке, примерный размер земельного участка - ориентировочная площадь 1395 кв. м., испрашиваемое право на земельный участок - аренда.
Указанный акт о выборе содержит дату его составления; из содержания данного акта следует, что комиссией рассмотрен один вариант размещения объекта; к указанному акту приложена схема земельного участка, которая была утверждена распоряжением от 11.03.2011 N 412.
Информация о предстоящем представлении спорного земельного участка, как следует из данного акта, была опубликована 30.11.2010 на официальном сайте администрации города Владивостока.
Согласно акту выбора земельного участка, выбор данного земельного участка под строительство многоуровневой автостоянки обосновывается тем, что располагается в зоне многофункциональной общественно-деловой застройки. Земельный участок расположен на землях населенных пунктов. Участок представляет собой не застроенную территорию, на части земельного участка располагается временный объект - автостоянка.
Выбор земельного участка согласован в Управлении охраны окружающей среды и природопользования администрации города Владивостока (экологическое заключение от 10.12.2010 N 25-16/28), в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (рекомендации от 10.12.2010 N 14119), в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (рекомендации от 15.12.2010 N 03-04-09/3969).
Градостроительный регламент земельного участка установлен в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, вид разрешенного использования -подземные или многоэтажные сооружения для хранения автомобильного транспорта (многоярусные парковки).
Кроме того, судом учтено, что в соответствии с рекомендациями от 10.12.2010 N 14119 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в отношении спорного земельного участка установлена санитарно-защитная зона. К акту о выборе земельного участка согласованы технические условия от 09.12.2010 ОАО "Водоканал", КГУП "Приморский водоканал", Технические рекомендации от 13.12.2010 N 122-16-646 ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" филиал Приморские электрические сети, Технические рекомендации от 24.01.2011 МУПВ "ВПЭС".
Акт о выборе земельного участка рекомендован к утверждению. Акт имеет дату и номер. Доказательств недостоверности указанных в акте о выборе земельного участка для строительства N 32 от 21.02.2011 сведений, ответчиком в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ни в суд первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по делу не представлено.
Проанализировав обстоятельства дела и оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные доказательства, суды обеих инстанций сделали обоснованный вывод об осуществлении выбора испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями статей 30, 31 Земельного кодекса РФ, в связи с чем распоряжение УГиА администрации г. Владивостока от 11.03.2011 N 412 являлось законным и принято этим органом в пределах своих полномочий.
Доводы заявителя кассационной жалобы о разграничении спорного земельного участка и отнесении его к муниципальной собственности, а также об иных нарушениях земельного законодательства, допущенных при выборе данного земельного участка, были уже предметом исследования в судах обеих инстанций, где им дана надлежащая оценка, полномочий на ее пересмотр у кассационной инстанции в силу пункта 2 статьи 287 АПК РФ не имеется.
Поскольку основания для отмены распоряжения от 11.03.2011 N 412 у ответчика отсутствовали, то признание распоряжения УГиА администрации г. Владивостока от 23.09.2011 N 2186 незаконным произведено судом правомерно согласно части 2 статьи 201 АПК РФ.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.03.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 по делу N А51-16832/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тарасов |
Судьи |
Е.В. Зимин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.