г. Хабаровск |
|
22 августа 2014 г. |
Дело N А73-12341/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.А. Тарасова
Судей: А.В. Солодилова, О.Г. Красковской
при участии:
от истца: представитель Степанова Е.Б., по доверенности от 08.11.2013 N 425 (до перерыва); представитель Юн А.В., по доверенности от 08.11.2013 N 424 (до перерыва); представитель Темченко Е.В., по доверенности от 06.09.2013 N 367 (после перерыва);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 по делу N А73-12341/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Панина; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д. Козлова, Т.С. Гетманова, Е.Н. Головнина
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Трансэкспорт ДВ"
о взыскании 179 945 руб.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН - 1037739877295; далее - ОАО "РЖД", перевозчик, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Трансэкспорт ДВ" (ОГРН - 1122721008464; далее - ООО "Трансэкспорт ДВ", общество, ответчик) 179 945 руб. штрафа за допущенный перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности.
Решением суда от 15.01.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 решение от 15.01.2014 изменено: с ответчика взыскано 6 290 руб. штрафа, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Законность судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе ОАО "РЖД", считающего постановление апелляционного суда необоснованным и подлежащим отмене с оставлением в силе решения.
По утверждению заявителя расчет уменьшения размера штрафа осуществлен судом необоснованно, в нарушение положений соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), тарифного руководства и приведенной судебной практики.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" поддержали доводы кассационной жалобы.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ООО "Трансэкспорт ДВ" явку своего представителя в суд не обеспечило.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 19.08.2014. После перерыва позиция сторон по делу не изменилась.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу обоснованной.
Как установлено судами из материалов дела, 19.07.2013 со станции Хабаровск-2 ДВЖД до станции Суйфэньхэ КЖД через станцию перехода Гродеково ДВЖД грузоотправителем - ООО "Трансэкспорт ДВ" направлен груз - пиломатериал в полувагоне N 55458921 по накладной АТ 944084.
Общий вес груза с реквизитом, определенный грузоотправителем расчетным способом (по обмеру) и указанный в графе 13 накладной, составил 54 177 кг, этот вес учтен как итоговый (графа 15), и, исходя из этого веса, определена плата за перевозку.
Следующий по указанной накладной вагон на съезде 43 станции Хабаровск-2 ДВЖД подвергнут контрольной перевеске и отцеплен, о чем 19.07.2013 составлен коммерческий акт N ДВС1320101/762. В акте зафиксирован излишек массы против документа (железнодорожной накладной) - 18 361 кг и против грузоподъемности вагона - 1 538 кг, указана фактическая масса нетто груза по данным перевеса с учетом погрешности - 72 538 кг.
За превышение грузоподъемности вагона ОАО "РЖД" начислило установленный статьей 12 СМГС штраф в размере 179 945 руб., о чем уведомило грузоотправителя и предложило оплатить этот штраф (письмо от 01.08.2013 N 339, получено в этот же день представителем ответчика).
Неоплата начисленного штрафа грузоотправителем в добровольном порядке послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с исковым заявлением.
При рассмотрении данного спора суды исходили из того, что поскольку груз по вышеуказанной накладной принят к перевозке в прямом международном сообщении из России в Китай, к спорным правоотношениям применению подлежат положения СМГС.
В соответствии с §7 статьи 9 СМГС определение массы и количества мест производится в соответствии с внутренними правилами, действующими на дороге отправления.
Для настоящей перевозки учитывается масса груза, проставленная в графе 13 спорной накладной - 54 177 кг.
В §2 статьи 12 СМГС предусмотрено право железной дороги проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной. Если в результате проверки груза, произведенной в пути следования или на станции назначения, выяснилось, что сведения, указанные в накладной отправителем, не соответствуют действительности, то станция, производившая проверку, должна составить об этом коммерческий акт в соответствии со статьей 18 и сделать отметку об акте в накладной в графе "Коммерческий акт".
Факт превышения массы груза в вагоне N 55458921 зафиксирован в коммерческом акте от 19.07.2013 N ДВС1320101/762.
Согласно пункту 3 § 3 статьи 12 СМГС штраф взыскивается при неправильном, неполном и неточном указании в накладной сведений и заявлений, в результате чего при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности (§ 6 статьи 9).
Таким образом, заявленный истцом штраф взыскивается не при любом искажении сведений о массе груза, а только в том случае, если отправителем допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности.
В свою очередь в силу пункту 1 § 6 статьи 9 СМГС максимальной грузоподъемностью для вагона, на котором имеется только одна надпись о грузоподъемности - эта грузоподъемность, повышенная на 1 тонну для двухосных вагонов и на 2 тонны для вагонов с четырьмя и более осями; на железных дорогах Китайской Народной Республики и Корейской Народно- Демократической Республики - грузоподъемность, повышенная на 5%; для вагонов колеи 1520 мм - грузоподъемность, указанная на вагоне.
В данном случае контрольная перевеска вагона производилась на станции железной дороги Российской Федерации, где стандарт ширины колеи составляет 1520 мм. То есть в данном случае максимальная грузоподъемность для целей начисления штрафа составляет 71 т.
Судом установлено, что в результате контрольной перевески спорного вагона масса груза с учетом погрешности составила 72 538 кг, то есть допущено превышение максимальной грузоподъемности на 1 538 кг.
При контрольной перевеске использовались весы вагонные со свидетельством о поверке со сроком действия до 18.09.2013. Перевеска осуществлялась в движении, наибольший предел взвешивания в движении железнодорожных вагонов для примененных при этом весов согласно паспорту завода-изготовителя - 200 т.
Как указал суд, фиксация результатов контрольной перевески вагона является надлежащей, учитывая наличие и содержание коммерческого акта, отвечающего требованиям статьи 18 СМГС, проставление отметки в накладной о составлении этого акта.
Согласно пункту 3 §3 статьи 12 СМГС штраф взыскивается в соответствии со статьей 15 СМГС в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге, на которой был обнаружен этот излишек.
Истец в материалы дела представлял расчет штрафа в размере 179 945 руб. (35 989 руб. * 5), где провозная плата излишка массы груза со станции Хабаровск-2 до станции Гродеково по прейскуранту 10-01 тарифного руководства составляет 35 989 руб.
Проверив данный расчет и признав его правильным, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в полном объеме.
Уменьшая размер взыскиваемого штрафа до 6 290 руб. суд апелляционной инстанции исходил из расчета: 817 руб. 93 коп. провозной платы * 1, 538 тонн излишка * 5, где провозная плата определена из стоимости перевозки 1 тонны груза на расстояние 741 км. (от станции Хабаровск-2 до станции Гродеково) и деления 35 989 руб. на 44 тонны - минимальную весовую норму вагона.
Между тем, данный расчет суда апелляционной инстанции основан на неправильном толковании положений статьи 12 СМГС.
Согласно пункту 3 §4 статьи 12 СМГС провозная плата и сборы за выгрузку, погрузку и перевозку излишка массы груза взыскиваются, как за самостоятельную отправку и вписываются в основную накладную.
В соответствии с пунктом 2.6.2 Тарифного руководства плата за перевозку груза определяется за общую массу груза, но не менее минимальной весовой нормы, то есть в рассматриваемом случае не менее 44 тонн.
В этой связи определение апелляционным судом размера указанного штрафа, исходя из стоимости перевозки 1 тонны груза с учетом величины излишка груза, нельзя признать обоснованным.
Поскольку постановление от 08.05.2014 принято судом апелляционной инстанции с неправильным применением норм материального права, оно подлежит отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ.
Несмотря на неправильное применение судом первой инстанции при рассмотрении данного спора нормы статьи 102 Устава железнодорожного транспорта РФ, это нарушение не привело к принятию незаконного решения об удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" в полном объеме, в связи с чем решение от 15.01.2014 следует оставить в силе.
Судебные расходы по делу, апелляционной и кассационной жалобам необходимо возложить на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 по делу N А73-12341/2013 Арбитражного суда Хабаровского края - отменить.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.01.2014 по данному делу оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Трансэкспорт ДВ" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 2 000 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист, произвести поворот исполнения отмененного судебного акта в соответствии со статьями 325, 326 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.