г. Хабаровск |
|
19 октября 2012 г. |
А51-1744/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2012.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2012.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е. Лобаря
Судей: С.Н. Новиковой, И.А. Тарасова при участии:
от истца - Морозова В.П., ведущий юрисконсульт по доверенности от 21.11.2011 N 936
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 04.06.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012
по делу N А51-1744/2012
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Н. Шкляров, в апелляционном суде судьи: К.П. Засорин, Л.Ю. Ротко, И.С. Чижиков
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к закрытому акционерному обществу "Порт Восточные ворота - Приморский завод"
о взыскании 87 740, 13 руб.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к закрытому акционерному обществу "Порт Восточные ворота - Приморский завод" о взыскании 87 740,17 руб., из которых: 6 140 руб. - плата за пользование вагонами, 81 600 руб. - штраф.
Решением от 04.06.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просило указанные судебные акты изменить, исковые требования удовлетворить в части взыскания с ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" в пользу ОАО "РЖД" штраф за простой вагонов под грузовой операцией в размере 6 600 руб., и плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, в размере 6 140,13 руб. Заявитель считает, что судом не учтен факт нарушения ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" технологических норм погрузки груза в вагоны, предусмотренных договором на эксплуатацию от 15.12.2008 N 246 и статьей 62 УЖТ. Указывает на необоснованный вывод суда о приостановлении перевозчиком действий по уборке спорных вагонов с выставочных путей ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", в период с 28.04.2011 по 04.05.2011.
Отзыв на кассационную жалобу не поступал.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и дал аналогичные пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым отменить их в соответствии с подп. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 15.12.2008 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 246, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к станции Рыбники стрелочным переводом N 5, локомотивом владельца.
В соответствии с пунктом 11 договора технологический срок оборота вагонов составляет 8 часов 50 минут. Неоплачиваемое технологическое время, связанное с выполнением владельцем операций, относящихся к начально-конечным и включенным в тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом составляет 00 часов 50 минут (п. 12). Неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест локомотивом владельца составляет 2 часа 10 минут (пункт 13 договора).
Готовые к уборке вагоны убираются локомотивом перевозчика с железнодорожных выставочных путей в течение 5,2 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.
Для экспортной отправки груза в КНДР, через промежуточную станцию Рыбники - Хасан ДВЖД, 15.03.2011 ОАО "РЖД" выделены ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (грузоотправитель) вагоны N 22293187, N 24516718, N 22023501, которые 27.04.2011 в 15 часов 00 минут по Московскому времени были поданы под погрузку на пути необщего пользования ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (владелец) станции Рыбники ДВЖД.
Погрузка спорных вагонов на станции Рыбники ДВЖД завершена 29.04.2011, о чем ОАО "РЖД" извещено, путем подачи уведомления.
27.04.2011 ОАО "РЖД" в адрес ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" направило уведомление об образовании на лицевом счете последнего дебиторской задолженности, что повлекло за собой приостановление действия ОАО "РЖД" по уборке вагонов с выставочных путей ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" в период с 28.04.2011 по 04.05.2011.
Оформление вагонов N 22293187, N 24516718, N 22023501 произведено в связи с поступлением на единый лицевой счет ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" денежных средств в размере 640 000 руб., что подтверждается актом общей формы от 04.05.2011 N 4/690073.
В обоснование факта простоя выгонов на станции Рыбники ДВЖД составлены акты общей формы N 4/690084, N 4/690085, N 4/690072 и ведомость подачи и уборки вагонов, согласно которым вагоны поданы под погрузку 27.04.2011 15-00, убраны: 04.05.2011 в 15-30. Акт обшей формы, ведомость со стороны ответчика не подписаны, указано о составлении акта от 05.05.2011 N 5/600223. На основании актов, ведомости ОАО "РЖД" начислило ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" плату за пользование вагонами на подъездном пути в сумме 6 140,13 руб., а также штраф в размере 81 600 руб., выставив счет от 11.10.2011 N 130, неоплата которого послужила основанием для обращения дороги в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора суд первой инстанции, отказывая в иске исходил из того, что дорога в нарушение законодательства об исполнительном производстве самостоятельно списала с лицевого счета ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" денежные средства в сумме 1 114 857, 51 руб. на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда о взыскании с последнего в пользу ОАО "РЖД" платы за пользование вагонами. Суд признал, что данное привело к невозможности ответчиком произвести причитающиеся перевозчику выплаты по спорным вагонам и, поэтому последние находились у ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" по независящей от него причине. В связи с чем со ссылкой на абз. 2 п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 сделал вывод об отсутствии оснований для взыскания спорной платы за пользование вагонами, штрафа, исчисленного в соответствии со ст. 62 УЖТ РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Между тем данные выводы сделаны без учета следующего.
Так, требования истца заявлены о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 6 140, 13 руб. начисленной за простой вагонов, а также штрафа за задержку вагонов под грузовой операцией сверх технологического времени в сумме 81 600 руб.
Статьей 39 УЖТ РФ предусмотрена возможность дороги по взысканию платы за пользование вагонами, в том числе за время их нахождения у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцем железнодорожных путей необщего пользования по причинам, зависящим о таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев.
В соответствии со ст. 62 УЖТ РФ владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, которая исчисляется с момента передачи вагонов владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
В данном случае спорные вагоны поданы дорогой под погрузку на пути необщего пользования ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", которое являлось и грузоотправителем.
Как указано выше отношения сторон по эксплуатации путей необщего пользования, примыкающих к станции Рыбники урегулированы соответствующим договором. Договором установлены: технологический срок оборота вагонов - 8 часов 50 минут (п. 11), неоплачиваемое технологическое время, связанное с выполнением владельцем операций, относящихся к начально-конечным - 0 час. 50 мин. (п. 12); неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест локомотивом владельца - 2 часа 10 минут (п. 13). Также установлено, что готовые к уборке вагоны убираются локомотивом перевозчика с железнодорожных путей в течение 5,0 часов после получения уведомления от владельца о готовности к уборке вагонов.
Как следует из материалов дела спорные вагоны поданы дорогой 27.04.2011 в 15 часов 00 минут, уведомление же об окончании выгрузки вагонов, л.д. 30 т. 1 принято дорогой 29.04.2011, возможности начисления платы за пользование вагонами, штрафа за задержку вагонов под грузовой операцией сверх технологического времени.
Суды, с учетом названного не установили имелись ли нарушения грузоотправителя по соблюдению технологических сроков для оборота спорных вагонов, в случае, если имело место не выяснили взаимосвязи соответствующих нарушений с действиями дороги по списанию денежных средств с лицевого счета ответчика в указанный период, с 27.04.2011 по 29.04.2011.
Поскольку названные обстоятельства судами не выяснялись, выводы об отсутствии вины ответчика о нахождении спорных вагонов на путях необщего пользования являются преждевременными. В связи с чем решение, постановление подлежат отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует выяснить названные обстоятельства и с учетом их оценки разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.06.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу N А51-1744/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.