г. Хабаровск |
|
25 октября 2012 г. |
А04-1332/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е. Лобаря
Судей: И.А. Тарасова, Л.Б. Шариповой
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды
на решение от 12.05.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012
по делу N А04-1332/2012 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В. Швец, в апелляционном суде судьи: А.И. Михайлова, Е.Н. Головнина, Т.Д. Козлова
По иску конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия города Тынды Амурской области "Комплекс очистных сооружений" и муниципального унитарного предприятия города Тынды Амурской области "Очистные сооружения-2" Чмутиной Галины Вячеславовны
к открытому акционерному обществу "Коммунальные системы БАМа"
третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды
о расторжении концессионного соглашения и передаче имущества
Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия города Тынды Амурской области "Комплекс очистных сооружений" (ОГРН 1092808000933, место нахождения: Амурская область, город Тында, улица Алтайская, 19, далее - МУП "Комплекс очистных сооружений") и муниципального унитарного предприятия города Тынды Амурской области "Очистные сооружения-2" (ОГРН 1082808001924, место нахождения: Амурская область, город Тында, улица Алтайская, 19, далее - МУП "Очистные сооружения-2") Чмутина Галина Вячеславовна обратилась в Арбитражный суд Амурской области с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу "Коммунальные системы БАМа" (ОГРН 1102808001471, место нахождения: Амурская область, город Тында, улица Привокзальная, 1) о расторжении концессионного соглашения от 30.09.2010 N 2 и обязании передать имущество.
Судом, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды (ОГРН 1022800774370, место нахождения: Амурская область, город Тында, улица Красная Пресня, 29, далее - Комитет).
Решением суда от 12.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.07.2012, исковые требования удовлетворены. Концессионное соглашение от 30.09.2010 N 2 между сторонами расторгнуто. Суд обязал ОАО "Коммунальные системы БАМа" передать МУП "Комплекс очистных сооружений" 48 объектов движимого и недвижимого имущества, и МУП "Очистные сооружения-2" - 64 объекта движимого и недвижимого имущества, полученные ответчиком по концессионному соглашению от 30.09.2010 N 2.
Не согласившись с названными судебными актами, Комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей правовой позиции заявитель кассационной жалобы указал, что право хозяйственного ведения на истребуемое недвижимое имущество за МУП города Тынды "Комплекс очистных сооружений" и за МУП города Тынды "Очистные сооружения-2" не зарегистрировано в установленном законом порядке. Указанные объекты принадлежат на праве собственности муниципальному образованию города Тынды.
Считает, что расторжение концессионного соглашения повлечет сбой процесса водоотведения города. Также указывает, что переданное муниципальное имущество нуждается в модернизации и улучшения качества, что возможно только путем наличия заключенного концессионного соглашения.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, 30.09.2010 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды, МУП города Тынды "Комплекс очистных сооружений" и МУП города Тынды "Очистные сооружения-2", как концедентами, и ГУП Амурской области "Коммунальные системы БАМа", как концессионером, заключено концессионное соглашение N 2, согласно которому концессионеру на срок 5 лет переданы права владения и пользования объектами соглашения для осуществления деятельности по производству, передаче, распределению холодной (питьевой) воды, передаче, распределению горячей воды и тепловой энергии, удалению и очистке сточных вод на территории города Тынды.
Права переданы на объекты, перечисленные в Приложении N 1 к соглашению, в том числе на автомобильную технику, специальную автомобильную технику, насосы, емкости, станки, электродвигатели, трансформаторы, холодильник, канализационные сети, вентиляторы, иловую площадку, напорный канализационный коллектор, переходные мостики, площадки намораживания с сетями, теплосчетчик, нежилые здания канализационной насосной станции и гаража.
Указанное имущество ранее распоряжениями Комитета от 15.01.2009 N 5/1, от 14.01.2010 N 5, от 01.02.2010 N 27, от 24.12.2010 N 299, а также Постановлениями Мэра города Тынды от 22.12.2008 N 2640, от 30.12.2008 N 733р, от 30.06.2009 N 1380, от 24.12.2009 N 2857 было передано МУП
"Очистные сооружения" (в дальнейшем МУП "Очистные сооружения-2") и МУП "Комплекс очистных сооружений" на правах хозяйственного ведения.
В дальнейшем МУП "Очистные сооружения-2" и МУП "Комплекс очистных сооружений" признаны несостоятельными (банкротами), в отношении предприятий введена процедура конкурсного производства.
Ссылаясь на существенное изменение обстоятельств в связи признанием должников банкротами и введении конкурсного производства, конкурсный управляющий обратился в суд с требованием о расторжении концессионного соглашения.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды обеих инстанций, применив положения статьи 451 ГК РФ, статей 2, 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" пришли к выводу, что признание МУП "Очистные сооружения-2" и МУП "Комплекс очистных сооружений" банкротами привело к существенному изменению обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Вместе с тем судебные акты вынесены без учета следующего.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Пунктом 2 статьи 8 ГК РФ также установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В силу статьи 4 названного Федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации в абзаце 2 пункта 5 совместного Постановления Пленумов от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Доказательств тому, что за истцами зарегистрировано право хозяйственного ведения на недвижимое имущество, переданное ОАО "Коммунальные системы БАМа" по концессионному соглашению от 30.09.2010 N 2, в деле не имеется.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует применить нормы права, подлежащие применению, и с учетом этого разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.05.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 по делу N А04-1332/2012 Арбитражного суда Амурской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
И.А. Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 8 ГК РФ также установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В силу статьи 4 названного Федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации в абзаце 2 пункта 5 совместного Постановления Пленумов от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 октября 2012 г. N Ф03-4141/12 по делу N А04-1332/2012
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2013 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-1332/12
25.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4141/12
30.07.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2979/12
12.05.2012 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-1332/12