г. Хабаровск |
|
25 октября 2012 г. |
А73-6295/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.К. Кургузовой
Судей: Е.П. Филимоновой, Г.В. Котиковой
при участии:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" - Ефимов А.В., генеральный директор; представитель Демкина Т.П., доверенность от 28.06.2012 б/н;
от административного органа: Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - представитель Мучкаева И.М., доверенность от 16.04.2012 N 4-3-18/1777;
от третьих лиц:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края - представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс"
на решение от 18.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012
по делу N А73-6295/2011 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шестак Ж.Г., в суде апелляционной инстанции судьи Гричановская Е.В., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс"
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
третьи лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления
Общество с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" (адрес -681000, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре г, Ленина пр-кт, 44, 1, ОГРН 1032700030604, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (адрес - 680002, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 70, ОГРН 1032700297530, далее - административный орган, комитет) от 26.05.2011 N 16-ю по делу о привлечении к административной ответственности, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.10.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011, заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу о недоказанности административным органом события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.02.2012 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении дела решением суда от 18.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012, постановление комитета от 26.05.2011 N 16-ю о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в части размера штрафа, превышающего 386 189,80 руб., признано незаконным и отменено. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В обоснование доводов заявитель жалобы ссылается на то, что протяженность маршрутов после утверждения паспортов автобусных маршрутов изменилась. Как указывает общество, суды не приняли во внимание положения пункта 5.2.1. Приказа Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", поскольку обществом составлен паспорт маршрута в 2004 году. Также заявитель ссылается на неправомерное непринятие судом во внимание обращения к заинтересованному лицу по установлению тарифа и его ответ по вопросу, касающемуся предоставления услуг с использованием транспортных средств повышенной комфортности. Кроме того, по мнению заявителя, суды неправомерно не применили статью 2.9. КоАП РФ.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 10.05.2011 по 18.05.2011 в отношении ООО "Автоэкспресс" проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства по применению предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров и провоза багажа общественным автомобильным транспортом за 2010 год и январь - апрель 2011 года.
В ходе проверки выявлены нарушения порядка ценообразования, выразившиеся в том, что общество в нарушение постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.04.2010 N 23-ц "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в междугородном сообщении для общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" допустило реализацию билетов за проезд пассажиров и провоз багажа в 2010 году и январе-апреле 2011 по маршрутам: N 301 "Комсомольск-Хабаровск-Комсомольск" и N 310 "Комсомольск-Хабаровск-Комсомольск" по тарифам выше предельных максимальных тарифов за проезд по междугородным маршрутам за каждый километр пути. Вследствие этого выручка, излишне полученная обществом, составила 236 850,98 руб., в том числе: от перевозки пассажиров по маршруту N 301 - 153 156,98 руб.; по маршруту N 310 - 83 694 руб. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 18.05.2011 N 38-ТР.
18.05.2011 в присутствии генерального директора общества составлен протокол об административном правонарушении и 26.05.2011 вынесено постановление N 16-ю, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 473 701, 96 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Привлекая общество к административной ответственности, административный орган исходил из доказанности факта завышения установленных тарифов на перевозку пассажиров и провоз багажа.
Изменяя постановление административного органа в части суммы административного штрафа, суды исходили из того, что комитетом неправильно определена величина протяженности маршрута (Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск), а также необоснованно включена в сумму излишне полученной выручки сумма, исчисленная за период с 01.05.2010 по 25.05.2010 включительно, ввиду истечения срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение, в частности, регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.04.2010 N 23-ц установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа общественным автомобильным транспортом в междугородном сообщении для ООО "Автоэкспресс" за каждый километр пути (с уч?том налога на добавленную стоимость) в размере 1,26 руб. - на перевозку пассажиров, 0,5 руб. - на перевозку одного места багажа.
В силу пункта 5.2.1 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 года N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" владельцы автобусов при организации перевозочного процесса, обеспечивающей безопасные условия перевозки пассажиров, обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Судами установлено, что составление паспорта автобусного маршрута является обязанностью владельца автобусов, осуществляющего перевозки на данном маршруте.
Из материалов дела следует, что паспорта междугородных автобусных маршрутов N 301 и N 310 утверждены в установленном законом порядке, при этом приложенные к ним комиссионные акты замера протяженности маршрута составлены с участием представителей ООО "Автоэкспресс", и утверждены генеральным директором общества.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что при расчетах стоимости перевозок пассажиров по маршрутам N 301 и N 310 комитетом правомерно были взяты сведения о протяженности маршрутов, указанные в паспортах данных маршрутов.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 г. N 60 в целях реализации полномочий органов исполнительной власти края по государственному регулированию цен (тарифов), предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года N 239, постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 года N 252, утвержден "Порядок организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края" (далее - порядок).
На основании исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание пункт 3, 5 указанного выше порядка, судами установлено, что общество не обращалось в установленном порядке в комитет с заявлением об установлении (согласовании) тарифов на перевозки пассажиров и багажа по междугородным автобусным маршрутам с учетом использования транспортных средств повышенной комфортности; обществом не представлялись расчетные и иные документы, подтверждающие наличие обоснованных затрат на такие перевозки.
Таким образом, установив самостоятельно стоимость проезда на автобусах "бизнес-класс" в сумме 778,50 руб. при установленном тарифе 1,26 руб., что составляет 564,48 руб., общество допустило завышение установленного тарифа, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, актом проверки от 18.05.2011 г. N 38-ТР, протоколом об административном правонарушении от 18.05.2011, паспортами междугородных автобусных маршрутов N 301 и N 310, расчетами суммы излишне полученной выручки ООО "Автоэкспресс" в результате завышения тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом за 2010, 2011 год по маршрутам N 301, N310, автобусными билетами.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суды установили вину общества в совершенном административном правонарушении, поскольку у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих выполнению обществом возложенных на него действующим законодательством обязанностей, материалы дела не содержат.
Учитывая, что при расчетах суммы излишне полученной выручки за перевозки пассажиров по маршрутам N 301 и N 310 административным органом не верно был определен период совершения правонарушения, а также по маршруту N 301 была неправильно определена величина протяженности маршрута: 442 км вместо 448 км., суд изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания в виде штрафа в сумме 473 701,96 руб., снизив размер штрафа до 386 189,80 руб.
Довод общества о применении статьи 2.9 КоАП РФ рассмотрен судами обеих инстанций и отклонен ввиду отсутствия оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным. При этом судами учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Правовые основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Поскольку доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами правовых норм; нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу N А73-6295/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.