г. Хабаровск |
|
30 октября 2012 г. |
А51-2501/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е. Лобаря
Судей: Л.Б. Шариповой, И.А. Тарасова
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": О.В. Тарасенко, юрисконсульт 1 категории, доверенность от 21.11.2011 N 937
от общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье": Я.Н. Жук, представитель, доверенность от 17.10.2012 N Ю-6-2012
рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012
по делу N А51-2501/2012
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции судьи Л.Ю. Ротко, С.В. Шевченко, И.С. Чижиков
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье"
третье лицо: закрытое акционерное общество "Порт Восточные ворота - Приморский завод"
о взыскании 250 573 руб. 94 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги", перевозчик, дорога; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье" (далее - ООО "Трансбункер-Приморье", контрагент; ОГРН 1052501602548, место нахождения: 692903, Приморский край, г. Находка, ул. Судоремонтная, 23) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 250 573 руб. 94 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (далее - ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", владелец пути необщего пользования; ОГРН 1022500708548, место нахождения: 692911, Приморский край, г. Находка, ул. Судоремонтная, 29А).
Решением арбитражного суда от 18.04.2012 иск удовлетворен полностью.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 решение арбитражного суда от 18.04.2012 отменено, в удовлетворении иска отказано полностью.
В кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" просит постановление апелляционного суда от 06.07.2012 отменить как незаконное и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает на наличие в материалах дела договора от 15.12.2008 N 246 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Рыбники, заключенного между ОАО "Российские железные дороги" и ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", в соответствии с которым вагоны подаются контрагентам, в том числе ООО "Трансбункер-Приморье"; контрагенты самостоятельно оплачивают плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику (п. 20 договора), а также на соглашение к этому договору, которым установлено условие о взимании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. Ссылается на договор от 01.02.2011 N ЖД-507/11 на подачу и уборку вагонов со станции Рыбники тепловозом ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", заключенный между третьим лицом и ответчиком, которому, по мнению дороги, апелляционный суд оценку не дал (п. п. 3.2.1, 5.3 договора). В этой связи считает ошибочным вывод апелляционного суда об отсутствии согласованного перевозчиком, владельцем пути необщего пользования и контрагентом условия о взыскании с ООО "Трансбункер-Приморье" платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. Ссылается на наличие в деле доказательств наличия вины грузополучателя в задержке спорных вагонов на промежуточной станции Кузнецово.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Трансбункер-Приморье" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает постановление апелляционного суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению. При этом указывает на отсутствие в материалах дела доказательств согласования между истцом и ответчиком размера платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Трансбункер-Приморье" и поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив законность постановления апелляционного суда с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами, между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (владелец) заключен договор от 15.12.2008 N 246 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Рыбники, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Рыбники через стрелку N 15, локомотивом владельца (п. 1 договора), на условиях которого выгоны подаются контрагентам, в том числе ООО "Трансбункер-Приморье".
Кроме того, между ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (исполнитель) и ООО "Трансбункер-Приморье" (контрагент) заключен договор от 01.02.2011 N ЖД-507/11 на подачу и уборку вагонов со станции Рыбники тепловозом ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод", который регламентирует взаимоотношения сторон и порядок их взаиморасчетов при предоставлении исполнителем контрагенту услуг по подаче уборке вагонов-цистерн с нефтепродуктами с приемо-сдаточного пути станции Рыбники, выставочного пути исполнителя к местам слива контрагента на пути необщего пользования исполнителя, локомотивом исполнителя (п. 2.1 договора).
Установлено, что в адрес грузополучателя ООО "Трансбункер-Приморье" на станцию назначения Рыбники по транспортной железнодорожной накладной N ЭУ 270187 отправлены вагоны с грузом, срок доставки которых истекал 16.02.2011; вагоны прибыли на станцию назначения 27.02.2011.
На промежуточной станции Кузнецово в ожидании приема станцией назначения Рыбники вагоны с грузом были задержаны по причине неприема груза станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя ввиду занятости фронтов выгрузки последнего вследствие нарушения технологических сроков оборота вагонов, а также в связи с занятостью путей станции назначения вагонами, прибывшими ранее в адрес ООО "Трансбункер-Приморье" и простаивающими на путях общего пользования по вине грузополучателя в связи с занятостью фронтов выгрузки последнего.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Кузнецово составлен акт общей формы от 14.02.2011 N 600006.
На станции назначения Рыбники по данному факту составлен акт общей формы от 27.02.2011 N 4/690045 и накопительная ведомость N 270201.
Основанием для "бросания" и "поднятия" поезда N 2902 послужили приказы от 14.02.2011 N 281, от 27.02.2011 N 282, на основании которых уведомлениями от 15.02.2011 N 7, от 27.02.2011 N 8 перевозчик известил грузополучателя о задержке вагонов в пути следования по причине занятости путей станции Рыбники и фронта выгрузки вагонами, ранее прибывшими в адрес грузополучателя из-за несоблюдения технологических сроков оборота вагонов и об отправлении этого поезда в адрес последнего соответственно.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "Российские железные дороги" начислило ООО "Трансбункер-Приморье" плату за пользование вагонами в размере 250 573 руб. 94 коп., выставив для оплаты счет от 26.04.2011 N 52, неоплата которого послужила основанием для обращения дороги в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности нарушения ответчиком технологических сроков обработки вагонов и соблюдения истцом порядка оформления простоя вагонов.
Отменяя решение арбитражного суда и отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд исходил из следующего.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 УЖТ РФ.
Из буквального толкования статьи 39 УЖТ РФ не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "Российские железные дороги", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Установленные тарифы могут быть распространены на иных владельцев подвижного состава в случаях, предусмотренных в соглашениях между участниками отношений по перевозке.
Вопрос о возможности применения в отношениях между сторонами Тарифного руководства N 2 при расчете платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу, должен быть согласован в договоре.
Между тем, как установлено апелляционным судом, соответствующего соглашения между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Трансбункер-Приморье" не заключалось.
Также апелляционным судом установлено отсутствие соответствующие условия и в договоре от 01.02.2011 N ЖД-507/11, заключенном между ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" и ООО "Трансбункер-Приморье".
Довод ОАО "Российские железные дороги" о наличии соглашения к договору от 15.12.2008 N 246 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Рыбники, которым установлено условие о взимании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, судом кассационной инстанции отклоняется как опровергающийся материалами дела, в которых такое соглашение отсутствует.
При таких обстоятельствах апелляционный суд, установив отсутствие доказательств согласования сторонами размера платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Выводы апелляционного суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, сделаны с правильным применением норм материального права с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются как не имеющие правового значения для дела.
Нарушений судом норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по делу N А51-2501/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
Л.Б. Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.