г. Хабаровск |
|
31 октября 2012 г. |
А59-404/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Котиковой Г.В.
Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Главк" - представитель не явился;
от Администрации Северо-Курильского городского округа - представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области - представитель не явился;
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Фар Пост" - представитель не явился; открытого акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" - Гут С.С., представитель по доверенности от 23.03.2012 б/н;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главк"
на решение от 24.04.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012
по делу N А59-404/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Джавашвили В.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Грачёв Г.М., Сидорович Е.Л., Пяткова А.В.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главк", Администрации Северо-Курильского городского округа
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Фар Пост", открытое акционерное общество "Единая электронная площадка"
о признании незаконным решения от 18.01.2012 по делу N 13/12-т и предписания от 18.01.2012 N 05-09/12
Администрация Северо-Курильского городского округа (ОГРН 1026501158210, 694550, г. Северо-Курильск, ул. Сахалинская, 34А; далее - администрация) и общество с ограниченной ответственностью "Главк" (ОГРН 1106515000020, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, 6; далее - ООО "Главк", заявитель) обратились в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлениями о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН 1026500532321, 693000, г. Южно-Сахалинск, пр. Коммунистический, 27А; далее - управление, антимонопольный орган) от 18.01.2012 по делу N 11/12-т о нарушении законодательства о размещении заказов и предписания от 18.01.2012 N 05-09/12.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 03.04.2012 дела N А59-404/2012 и N А59-629/2012 объединены в одно производство и им присвоен номер N А59-404/2012.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Фар Пост", открытое акционерное общество "Единая электронная торговая площадка".
Решением суда от 24.04.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Главк" указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. Заявитель жалобы полагает, что судебные акты вынесены на основании неправильного применения части 2 статьи 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). По мнению ООО "Главк", исчисление срока размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме необходимо исчислять от даты окончания приема заявок (10.01.2012) к дате публикации извещения.
Администрация Северо-Курильского городского округа, ООО "Главк", Сахалинское УФАС России, ООО "Фар Пост", извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу против отмены обжалуемых судебных актов возражает, считает их законными и обоснованными.
Представитель ОАО "Единая электронная торговая площадка" в суде кассационной инстанции просил судебные акты оставить без изменения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 03.01.2012 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке ОАО "Единая электронная площадка" www.roseltorg.ru размещено извещение о проведении муниципальным заказчиком - администрацией Северо-Курильского городского округа открытого аукциона по предмету "Поставка угля в Северо-Курильский городской округ для муниципальных нужд и населения". Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе определена на 09 часов 00 минут 10.01.2012.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 11.01.2012 N 0161300001912000009 на участие в аукционе подано три заявки, которым присвоены порядковые номера 1, 2, 3. К участию в аукционе допущены все участники размещения заказа.
Из протокола проведения открытого аукциона следует, что предложения о цене контракта поступили от участников открытого аукциона, заявкам которых присвоены номера 1 и 2. Минимальное ценовое предложение поступило от участника аукциона, заявке которого присвоен номер 1, и составило 2 970 000 рублей. Участник размещения заказа, заявке которого присвоен номер 2, предложил лучшую цену контракта после участника номер 1 в размере 2 985 000 рублей. Победителем аукциона признано ООО "Главк".
ООО "Фар Пост", посчитав, что администрация нарушила требования Закона о размещении заказов, обратилось с жалобой в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, которое 18.01.2012 решением по делу N 13/12-т признало администрацию Северо-Курильского городского округа нарушившей часть 2 статьи 41.5 и часть 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов. Антимонопольный орган пришел к выводу о несоблюдении администрацией срока на подачу заявок для участия в открытом аукционе в электронной форме. На основании решения управлением вынесено предписание N 05-09/12 об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Администрация Северо-Курильского городского округа и ООО "Главк" обратились в арбитражный суд с заявлениями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявлений, исходил из императивности части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов и обязательности соблюдения установленной данной нормой срока размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме. Применив порядок исчисления срока, установленный статьями 191 и 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд согласился с антимонопольным органом о несоблюдении данного срока администрацией, что ограничило право потенциальных участников размещения заказа на подачу заявок для участия в открытом аукционе. С указанными выводами суда первой инстанции согласился апелляционный суд.
Выводы судов обеих инстанций являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам законодательства о размещении заказов. При этом суды обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В силу части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.
При определении порядка исчисления срока размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, суды обеих инстанций, исходя из части 1 статьи 2 Закона о размещении заказов, согласно которой законодательство о размещении заказов основывается и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правомерно применили к рассматриваемым правоотношениям статью 191 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Как установили суды из материалов дела, извещения о проведении спорного аукциона опубликованы 03.01.2012 в электронной форме на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке ОАО "Единая электронная площадка" www.roseltorg.ru. Датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме определен день 10.01.2012 в 09 часов 00 минут.
Поскольку началом срока является день размещения извещения о проведении открытого аукциона - 03.01.2012, исчисление семидневного срока в силу указанных норм начинается на следующий день - 04.01.2012, поэтому днем окончания срока подачи заявки является 11.01.2012.
Отклоняя доводы администрации и ООО "Главк", суды обоснованно исходили из того, что администрация, установив срок окончания подачи заявки 09-00 часов утра 10.01.2012, нарушила право потенциальных участников размещения заказа на подачу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме за 7 полных дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, определив для них фактически 6 дней для подачи такой заявки, что свидетельствует о нарушении требований части 2 статьи 41.5, части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
Правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованным выводам о нарушении администрацией части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов.
Порядок исчисления срока размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, приведенный обществом в кассационной жалобе, основан на неправильном толковании изложенных выше норм.
Так как выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, нарушений норм процессуального права судами не допущено, у кассационной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.04.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 по делу N А59-404/2012 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Котикова Г.В. |
Судьи |
Меркулова Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.