г. Хабаровск |
|
07 ноября 2012 г. |
А51-4881/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е. Лобаря
Судей: И.А. Тарасова, Л.Б. Шариповой
при участии
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Романова Дениса Павловича
на решение от 12.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012
по делу N А51-4881/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Л.П. Нестеренко, в суде апелляционной инстанции - А.В. Гончарова, О.Ю. Еремеева, Г.М. Грачев
По заявлению индивидуального предпринимателя Романова Дениса Павловича
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
об оспаривании отказа
Индивидуальный предприниматель Романов Денис Павлович (далее - ИП Романов Д.П.; ОГРНИП 308253331100033) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент; ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690033, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12), изложенного в письме от 23.11.2011 N 29/06/02-14/21741 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 3 185 кв. м., расположенного в районе ул. Калинина, 217 г. Владивостока, для целей не связанных со строительством, и об обязании ответчика направить заявление в УГА администрации г. Владивостока для рассмотрения в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Решением суда от 12.05.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на отсутствие нарушения законных прав и интересов заявителя при принятии обжалованного решения.
Законность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе ИП Романова Д.П., считающего их незаконными и подлежащими отмене, а требования удовлетворению.
Заявитель полагает, что доказательств наличия безусловных оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка не имеется и Департамент, принимая обжалованное решение, превысил свои полномочия.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, Романов Денис Павлович 07.09.2011 обратился с заявлением (вх. 29-26281) о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 3185 кв.м, распложенного по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 217, для размещения стоянки автомобильного транспорта.
Письмом от 23.11.2011 N 29/06/02-14/21740 ответчик сообщил предпринимателю о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с его нахождением в границах гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа.
ИП Романов Д.П., посчитав, что данный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 названной нормы права прописаны основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка и направляет ему копию такого решения. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения.
Законом Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" предусмотрено, что органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Судом выяснено, что полномочия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края определены Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ, внесшим изменения в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", постановлениями администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, Положением о Департаменте, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной собственности и (или) ведении Приморского края, для целей не связанных со строительством, подают заявления в орган исполнительной власти Приморского края.
Частями 3-4 этой же статьи установлено, что в случае, если имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. В случае, если основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствуют, орган исполнительной власти в 20-дневный срок с момента поступления заявления должен обратиться в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В связи с чем, как верно указано судом, Департамент вправе отказать в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, при наличии оснований для отказа, предусмотренных федеральным законом, не направляя обращение в орган местного самоуправления с целью выдачи схемы расположения земельного участка.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правила землепользования и застройки территорий городских и сельских делений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Во исполнение предоставленных действующим законодательством полномочий главой г. Владивостока издано постановление от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", которым утверждены границы гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, проходящие по автомобильным дорогам вдоль определенных улиц, и предусмотрено обеспечение отсутствия временных построек, киосков, навесов и других подобных построек на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью или частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси перечисленных автомобильных дорог.
Согласно оцененных судом имеющихся в материалах дела ситуационного плана, проекта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обзорной схемы земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Калинина, 217, испрашиваемый земельный участок расположен в границах гостевого маршрута.
Исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные доказательства, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что предоставление испрашиваемого земельного участка для размещения стоянки автомобильного транспорта противоречит требованиям реализации местных программ использования земель (статья 11 ЗК РФ), в связи с чем отказ Департамента от 23.11.2011 в предоставлении в аренду ИП Романову Д.П. испрашиваемого земельного участка согласуется с действующим законодательством и не нарушает каких-либо прав и законных интересов предпринимателя.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для отказа в предоставлении данного земельного участка заявителю и о нарушении Департаментом порядка рассмотрения заявления, превышении своих полномочий были уже предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, где им дана надлежащая оценка как несостоятельным.
Таким образом, обжалованные судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012 по делу N А51-4881/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
И.А. Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.