г. Хабаровск |
|
08 ноября 2012 г. |
А73-5447/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Трофимовой О.Н., Голикова В.М.
при участии
от заявителя: ООО "НИК" - Коростелев Н. И., генеральный директор;
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - Гончар Е.И., представитель по доверенности N 2451 от 06.08.2012;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
на решение от 21.08.2012
по делу N А73-5447/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: Барилко М.А., Луговая И.М., Серга Д.Г.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "НИК"
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
о признании недействующим в части постановления N 11/6 от 11.04.2012
Общество с ограниченной ответственностью "НИК" (ОГРН 1072720001771, место нахождения: 680502, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Бычиха, пер. Гаражный, 3, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом его уточнения, к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН 1032700297530, место нахождения: 680002, г. Хабаровск, ул. Фрунзе,70, далее - комитет) о признании недействующими пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 постановления N 11/6 от 11.04.2012 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "НИК" в Хабаровском муниципальном районе" (далее - постановление N 11/6 от 11.04.2012).
Решением суда от 21.08.2012 оспариваемые пункты постановления N 11/6 от 11.04.2012 признаны не соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов, Закон N 210-ФЗ), Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление Правительства РФ N 520) и недействующими.
При этом судебный акт мотивирован ссылкой на то, что комитет при установлении обществу тарифов на водоотведение для потребителей на 2012-2013 годы не запросил у последнего дополнительные документы, подтверждающие расходы общества по приобретению имущественного комплекса очистных сооружений, кроме этого, необоснованно не учел в составе расходов амортизационные отчисления со стоимости данного основного средства, что является нарушением статей 3, 9 Закона N 210-ФЗ, пунктов 20, 22, 24 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и пунктов 5, 7 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее -соответственно, Основы ценообразования и Правила).
Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе комитета, поддержанной его представителем в судебном заседании, который просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение, так как судами неправильно применены нормы материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В частности, заявитель жалобы указывает на неправильное применение судом пунктов 5, 7 Правил, которые определяют порядок действий комитета при решении вопроса о принятии к рассмотрению заявления организации коммунального комплекса, каковым является ООО "НИК", об установлении соответствующих тарифов. Поскольку заявление общества было принято к рассмотрению, то уже на нем лежит обязанность по представлению документов, обосновывающих размер расходов, подлежащих учету при определении тарифов на водоотведение для потребителей на 2012-2013 годы.
При этом, судом не дана оценка соблюдению обществом положений статьи 9 Закона об основах регулирования тарифов, подпунктов 5, 6 пункта 3 Правил, согласно которым общество обязано представить разработанную им на очередной период действия тарифов на производимые им услуги производственную программу; определить финансовые потребности, необходимые для ее реализации; произвести предварительный расчет тарифов в размере, обеспечивающим эти финансовые потребности; представить бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года; а также отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Кроме этого, по мнению заявителя жалобы, судом дана ненадлежащая оценка письму комитета N 3-1-4/921 от 27.03.2012 и оставлено без внимания и оценки письмо комитета N 4-2-12/797 от 16.03.2012.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании изложенные в жалобе доводы отклоняют в полном объеме и просят судебное решение оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 31.10.2012 до 07.11.2012.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как видно из материалов дела, ООО "НИК" оказывает услуги по водоотведению в с. Бычиха Хабаровского муниципального района, имеет в собственности имущественный комплекс очистных сооружений (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 30.11.2007).
24.02.2012 общество обратилось в комитет с заявлением об установлении тарифов на водоотведение для потребителей ООО "НИК" на 2012-2013 годы.
Распоряжением от 07.03.2012 N 17 комитет открыл дело по установлению указанных тарифов, назначил экспертную группу для рассмотрения документов.
11.04.2012 комитетом принято постановление N 11/6 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "НИК" в Хабаровском муниципальном районе", которым согласована производственная программа общества, а также установлены следующие тарифы на водоотведение для потребителей на 2012-2013 годы с календарной разбивкой:
с 11.05.2012 по 30.06.2012:
- 19,63 руб. за 1 куб. м,
- 19,63 руб. за 1 куб. м - для населения,
с 01.07.2012 по 31.08.2012:
- 20,45 руб. за 1 куб. м,
- 20,45 руб. за 1 куб. м - для населения,
с 01.09.2012 по 31.12.2012:
- 20,45 руб. за 1 куб. м,
- 20,45 руб. за 1 куб. м - для населения,
с 01.01.2013 по 30.06.2013:
- 20,45 руб. за 1 куб. м,
- 20,45 руб. за 1 куб. м - для населения,
с 01.07.2013 по 31.08.2013:
- 21,72 руб. за 1 куб. м,
- 21,72 руб. за 1 куб. м - для населения,
с 01.09.2013 по 31.12.2013:
- 21,72 руб. за 1 куб. м,
- 21,72 руб. за 1 куб. м - для населения.
Тарифы установлены без налога на добавленную стоимость в связи с тем, что предприятие применяет упрощенную систему налогообложения.
Данное постановление опубликовано в "Собрании законодательства Хабаровского края" 12.05.2012, N 4 (117) (часть II).
Посчитав, что при установлении тарифов комитет необоснованно не учел в составе затрат амортизационные отчисления со стоимости имущественного комплекса очистных сооружений, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, правомерно признав комитет полномочным органом по установлению спорных тарифов, удовлетворил заявленные обществом требования и признал пункты 1.1 - 1.7 оспариваемого постановления не соответствующими Закону об основах регулирования тарифов и Постановлению Правительства РФ N 520.
При этом суд кассационной инстанции считает, что судом не учтено следующее.
Согласно пункту 3 Правил, организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 (далее - виды деятельности), следующие документы:
1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;
2) производственная программа;
3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;
4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;
5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;
6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Комитетом для регулирования спорных тарифов избран метод установления фиксированных тарифов. В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
Для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация;
5) прочие затраты (пункт 24 Основ ценообразования).
Исходя из указанных норм права, на обществе, как организации коммунального комплекса, лежит обязанность по представлению документов, подтверждающих заявленный расчет тарифов на товары и услуги по видам деятельности с учетом установленных расходов.
Ранее обществу тарифы на водоотведение были утверждены Постановлением Главы Хабаровского муниципального района N 2016 от 04.12.2008 в размере 19,63 руб. за 1 куб. м. (тариф на водоотведение без учета транспортировки сточной жидкости 17,90 руб. за 1 куб. м.).
Общество предложило комитету утвердить следующие тарифы:
- на 2012 год в размере 63,84 руб. за 1 куб. м., рост к действующему тарифу составляет 295,4%;
- на 2013 год - 68,70 руб. за 1 куб. м., рост 107,6% к предложенному на 2012 год тарифу.
Комитетом оспариваемыми пунктами постановления утверждены вышеуказанные тарифы, при этом в составе расходов экспертной группой не приняты амортизационные отчисления в размере 7 530,0 тыс. руб., исчисленные с рыночной стоимости комплекса очистных сооружений, расположенных по пер. Гаражному, 3 в с. Бычиха.
Основанием для непринятия указанных отчислений явились следующие обстоятельства. С 09.08.2007 общество в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) находится на упрощенной системе налогообложения, и в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи); расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных).
Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 346.16), согласно которому расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Поскольку обществом не представлены документы, подтверждающие расходы по приобретению, ремонту, реконструкции, улучшению помещений (зданий) комплекса очистных сооружений, то определение рыночной стоимости последнего и исчисление исходя из этой стоимости размера амортизационных отчислений, не свидетельствует о несении обществом соответствующих расходов и правомерности их включения в состав амортизационных отчислений при определении тарифов на водоотведение для потребителей на 2012 - 2013 годы.
Тем более, что общество не представило в комитет информацию о наличии амортизационных отчислений за 2010 - 2011 годы и использовании их по назначению, а в графе 2.6 таблицы 21 "Расчет тарифа на водоотведение на 2012 год (стадия очистки)" отражено, что за 2011 год амортизационные отчисления отсутствуют.
Указанные обстоятельства остались без внимания и оценки суда.
В суде кассационной инстанции представитель общества также подтвердил, что амортизационные отчисления в 2009 - 2011 года обществом не производились.
Суд кассационной инстанции также считает недостаточно обоснованным вывод суда о том, что комитетом не запрашивались у общества документы, подтверждающие расходы общества, подлежащие учету при определении размера спорных тарифов, поскольку не дана оценка письму комитета от 16.03.2012 и дана неполная оценка письму от 27.03.2012 без учета его содержания, а не только резолютивной части письма.
При этом судом не обоснованы ссылками на нормы права выводы, в соответствии с которыми расходы по договору купли - продажи N 11/07 от 01.11.2007 могли быть учтены комитетом при определении размера тарифов на 2012-2013 годы.
С учетом изложенного, принятое судебное решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором следует устранить отмеченные недостатки, а также разрешить вопрос о распределении судебных расходов в виде госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу удовлетворить.
Решение от 21.08.2012 по делу N А73-5447/2012 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Трофимова О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.