г. Хабаровск |
|
14 ноября 2012 г. |
А51-3256/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2012 года.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июня 2013 г. N 2051/13 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Н.В. Меркуловой
судей: Г.В. Котиковой, Е.П. Филимоновой
при участии
от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска - Безлепкина С.В., представитель по доверенности от 18.06.2012 N 5612/02-11; Белогубцева М.А., представитель по доверенности от 16.04.2012 N 3390/02-11;
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе - Казарцева О.А., представитель по доверенности от 10.01.2012 N 20-11-МА-07/02;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
на решение от 04.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012
по делу N А51-3256/2012 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Фокина;
в суде апелляционной инстанции судьи: О.Ю. Еремеева, А.В. Гончарова, Н.Н. Анисимова
по заявлению Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе
о признании незаконным предписания от 16.12.2011 N 20-11-МА-05/5514 о приведении обязательного предложения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее - заявитель, департамент) (ОГРН 1032700332587, г. Хабаровск, ул. К. Маркса, 66) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее - отделение, РО ФСФР России в ДФО) (ОГРН 1022502287378, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45 а/230) о признании незаконным предписания от 16.12.2011 N 20-11-МА-05/5514 о приведении обязательного предложения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012, департаменту в удовлетворении заявления отказано.
Законность и обоснованность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по жалобе заявителя, который просил решение и постановление отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права. Департамент полагает, что у него в силу абзаца 12 пункта 8 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) отсутствовала обязанность по направлению публичной оферты. Доводы кассационной жалобы обосновывает фактом приобретения Департаментом муниципальной собственности Администрации города Хабаровска в интересах муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" акций открытого акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть" (далее - общество, ОАО "Хабаровская горэлектросеть") путем внесения имущества в качестве вклада в уставный капитал общества, владельцем более 95% обыкновенных акций которых становится муниципальное образование.
РО ФСФР России в ДФО представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, основанных на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, просило судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании кассационной инстанции представители департамента доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, представитель РО ФСФР России в ДФО просил судебные акты оставить без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.12.2011 департамент в интересах муниципального образования, являющегося владельцем 95, 795% акций ОАО "Хабаровская горэлектросеть", представил в РО ФСФР в ДВФО обязательное предложение о приобретении 4,205% пакета акций данного акционерного общества.
По итогам рассмотрения обязательного предложения РО ФСФР в ДФО вынесено предписание от 16.12.2011 N 20-11-МА-05/5514 о приведении обязательного предложения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Отделение установило, что обязательное предложение о приобретении ценных бумаг не в полной мере соответствует требованиям Закона об акционерных обществах, в том числе абзацу 2 пункта 4, абзацу 6 пункта 2, пункту 3 статьи 84.2 данного закона, а также Положению о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ, утвержденному приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 07-76/пз-н. В частности, департаментом неверно указано обоснование предлагаемой цены приобретения ценных бумаг, а отчёт независимого оценщика содержит оценку не того объекта оценки.
Ссылаясь на незаконность предписания, полагая, что данным ненормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы, департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая департаменту в удовлетворении заявления, апелляционная инстанция, поддерживая выводы суда первой инстанции, признав наличие у заявителя обязанности по представлению обязательного предложения и проанализировав сведения, содержащиеся в отчете N Б-1471-11Х об оценке рыночной стоимости 4,205% пакета акций ОАО "Хабаровская горэлектросеть", пришли к выводу о том, что имеющейся в материалах дела отчет независимого оценщика содержит оценку не того объекта, поскольку объектом оценки являлась не одна акция акционерного общества в составе 100% пакета акций, а выкупаемые акции общества в составе 4,205% пакета акций.
Между тем судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг.
Пункт 8 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах предусматривает случаи, когда положения настоящей статьи об обязательном направлении предложения не применяются.
Федеральным законом от 03.11.2010 N 292-ФЗ "О внесении изменений в статью 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", вступившим в законную силу 21.11.2010, в пункт 8 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах внесены изменения, в частности данный пункт дополнен абзацем 12, согласно которому требования статьи 84.2 Закона об акционерных обществах не применяются при приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Как видно из материалов дела, муниципальное образование в лице Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска владеет обыкновенными акциями ОАО "Хабаровская горэлектросеть" в размере 95, 795% уставного капитала. Приобретение акций департаментом осуществлено после 21.11.2010 путем внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в порядке оплаты размещенных обществом дополнительных акций в результате увеличения уставного капитала.
ОАО "Хабаровская горэлектросеть" было создано в 1996 году в порядке приватизации в соответствии с действовавшим в тот период Законом Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации". При этом на момент создания общества 60% акций принадлежало муниципальному образованию в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и приватизированными объектами города Хабаровска, 40% - физическим лицам.
Следовательно, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, у департамента в силу абзаца 12 пункта 8 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах отсутствовала обязанность по направлению акционерам и представлению в РО ФСФР в ДФО обязательного предложения по сделке приобретения акций общества, соответственно отсутствовали и правовые основания для выдачи предписания.
Доводы кассационной жалобы и представителя РО ФСФР России в ДФО суд кассационной инстанции признает несостоятельными.
Действительно, положения пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах направлены на защиты интересов миноритарных акционеров и имеют цель предоставить данным лицам правовую защиту в связи с передачей другому лицу контроля над принятием решений уполномоченными органами акционерного общества. Защита интересов миноритарных акционеров заключается в правовой неопределенности, которую влечет за собой смена контроля над обществом, в виде возможного изменения стратегии и основных направлений в деятельности общества.
Однако в рассматриваемом случае смена контроля над обществом не происходит, отсутствует вероятность существенного изменения стратегии и основных направлений в деятельности общества, поскольку сохраняется ранее существующий контроль муниципального образования над обществом.
Выводы судов обеих инстанций о том, что рыночная оценка стоимости одной акции должна определяться как цена одной акции в составе 100% пакета акций, а не в составе миноритарного пакета акций, являются правильными, но правового значения с учетом фактических обстоятельств дела не имеют.
Довод представителя РО ФСФР в ДФО о необходимости применения положений абзаца 12 пункта 8 статьи 82.4 Закона об акционерных обществах только в случае, если оплата приобретенных акций осуществлена путем внесения акций другого акционерного общества, суд кассационной инстанции находит несостоятельным.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац 12 пункта 8 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах.
Принимая во внимание, что обстоятельства, необходимые для разрешения спора, судами установлены, однако ими неправильно применены нормы материального прав, кассационная инстанция считает, обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления департамента.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012 по делу N А51-3256/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Заявление Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска удовлетворить. Признать незаконным предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 16.12.2011 N 20-11-МА-05/5514.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.