г. Хабаровск |
|
30 ноября 2012 г. |
А51-4141/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Барбатова А.Н.
Судей: Саранцевой М.М., Лесненко С.Ю.
при участии
от ГСПК "Молдавия": Серебренников В.С., Кобляков М.В., представители по доверенностям от 14.02.2012 б/н
от других участвующих в деле лиц представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
на решение от 14.06.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012
по делу N А51-4141/2012 Арбитражного суда Приморского края
По заявлению гаражного специализированного потребительского кооператива "Молдавия"
к администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
об оспаривании ненормативного правового акта и обязании принять решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Фокина А.А., в суде апелляционной инстанции судьи Анисимова Н.Н., Алфёрова Н.В., Еремеева О.Ю.
Гаражный специализированный потребительский кооператив "Молдавия" (ОГРН 1062536043240, место нахождения: 690017, Приморский край, г. Владивосток, ул. Окатовая, 60-10; далее - ГСПК "Молдавия", кооператив) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, место нахождения: 690950, Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 20; далее - администрация) от 09.12.2011 N 15123Д об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 2529 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул.Окатовая, 39, для целей, не связанных со строительством: размещения гаражей, и обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690000, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20; далее по тексту - управление) принять решение об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Решением от 14.06.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое решение не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушает права и законные интересы кооператива, поэтому является незаконным.
В кассационной жалобе администрация и управление просят решение от 14.06.2012, постановление от 28.08.2012 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводят доводы о том, что формирование земельного участка, расположенного в двух территориальных зонах, действующим законодательством не допускается, а размещение металлических гаражей в территориальной зоне Т-3 не соответствует виду ее разрешенного использования. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях и на него не распространяется действие градостроительного регламента.
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной инстанции представители кооператива с доводами жалобы не согласились, считая решение и постановление апелляционного суда законными и обоснованными, просили оставить их без изменения.
Представители администрации и управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив законность решения от 14.06.2012, постановления от 28.08.2012, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
Судами установлено, что 12.10.2011 ГСПК "Молдавия" обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) с заявкой вх. N 29-30232 о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 2529 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Окатовая, 39, для целей, не связанных со строительством, - размещения гаражей, приложив кадастровый план территории, топографическую съемку и схему расположения земельного участка с ситуационным планом и каталогом координат вершин углов поворота к ней.
Письмом от 03.11.2011 N 29/06/02-13/20343 департамент обратился в администрацию для утверждения схемы расположения спорного земельного участка и выдачи её заявителю.
24.11.2011 в дополнении к обращению департамента кооператив направил в управление постановление администрации Первомайского района N 460 от 07.07.1993, протоколы собрания N 1 от 01.06.2006, б/н от 07.04.2007, N 3 от 12.04.2007.
Письмом от 09.12.2011 N 15123Д администрация отказала кооперативу в принятии решения об утверждения схемы расположения спорного земельного участка по тем основаниям, что участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3), а формирование одного земельного участка в нескольких зонах не допускается; часть земельного участка расположена в красных линиях перспективного развития автодороги, где размещение объектов для указанной заявителем цели не предусмотрено; к обращению департамента не приложен кадастровый план территории; схема расположения земельного участка не отвечает установленным требованиям, поскольку в ней не указан вид разрешенного использования земельного участка согласно карте градостроительного зонирования в составе "Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа".
Полагая отказ администрации незаконным и нарушающим права и установленные законом интересы ГСПК "Молдавия", кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
В целях повышения качества рассмотрения заявлений, поступающих в администрацию по вопросам утверждения схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 утвержден административный регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Регламент).
Согласно пункту 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является: издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или отказ в предоставлении услуги.
Пунктом 2.8 Регламента предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги: в заявлении не указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ: схему расположения земельного участка, ситуационный план земельного участка, каталог координат, КПТ на электронном носителе, топографическую съемку земельного участка, фрагмент карты градостроительного зонирования, постановление администрации Первомайского района от 07.07.1993 N 460, протоколы общего собрания граждан - членов ГСПК "Молдавия" от 01.06.2006 N 1, от 07.04.2007 б/н, от 12.04.2007 N 3, арбитражные суды установили, что испрашиваемый земельный участок в целом расположен в зоне Ж-3 "Зона застройки многоэтажными жилыми домами", однако с западной стороны его приблизительные границы незначительно вошли в состав зоны Т-3 "Зона объектов автомобильного транспорта", к основным видам разрешенного использования которой Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, не отнесено размещение гаражей. Кроме того, в красных линиях автомобильной дороги находится земельный участок площадью 622 кв.м, который частично захватывает испрашиваемый кооперативом земельный участок с севера.
Вместе с тем суды признали данные обстоятельства не препятствующими утверждению схемы расположения земельного участка. Суды обоснованно исходили из того, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Совершение указанных действий в срок, установленный пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ, является юридической обязанностью соответствующего органа.
Составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. С учетом данных сведений в последующем решается вопрос о возможности или невозможности предоставления обществу испрашиваемого земельного участка.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что орган местного самоуправления обязан был составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, планов благоустройства территории города, нахождения участка на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования.
Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы в установленном порядке.
При этом суды указали на возможность корректировки границ и площади земельного участка при его формировании и приняли во внимание, что нанесенные на часть земельного участка красные линии отображают перспективное развитие автодороги, а не существующую территорию общего пользования, а земельный участок испрашивается заявителем в аренду для целей, не связанных со строительством.
Также суды признали, что отсутствие в представленном в администрацию пакете документов кадастрового плана территории не могло явиться основанием для принятия оспариваемого решения, поскольку данный документ мог быть запрошен администрацией у департамента, а указание вида разрешённого использования земельного участка в представленной схеме расположения согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа приложениями N N 1, 2 к распоряжению главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 N633-р "Об утверждении формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории" не предусмотрено.
При таких обстоятельствах арбитражные суды пришли к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения, нарушающего права и законные интересы заявителя, требованиям земельного законодательства, и на основании части 3 статьи 201 АПК РФ приняли судебные акты об удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителей кассационной жалобы, совпадающие с основаниями для принятия оспариваемого отказа, проверены при рассмотрении дела в арбитражных судах первой и апелляционной инстанций и отклонены по мотивам, указанным в судебных актах.
Нарушений норм материального и процессуального права при их принятии арбитражными судами не допущено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.06.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу N А51-4141/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Барбатов |
Судьи |
М.М. Саранцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.