г. Хабаровск |
|
30 ноября 2012 г. |
А51-9558/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Меркуловой Н.В.
при участии
от закрытого акционерного общества Морская судоходная компания "ВОСТОКТРАНССЕРВИС" - Кузьмин В.В., представитель по доверенности от 24.03.2012 б/н
от Находкинско-Михайловской государственной районной морской инспекции Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю - Максимов А.В., представитель по доверенности N 21/703/31/1659 от 14.03.2012
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества Морская судоходная компания "ВОСТОКТРАНССЕРВИС"
на решение от 26.06.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012
по делу N А51-9558/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Тимофеева Ю.А.; в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Рубанова В.В., Солохина Т.А.
По заявлению закрытого акционерного общества Морская судоходная компания "ВОСТОКТРАНССЕРВИС"
к Находкинско-Михайловской государственной районной морской инспекции Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю
о признании незаконным и отмене постановления
Закрытое акционерное общество "Морская судоходная компания "Востоктранссервис" (далее - ЗАО МСК "Востоктранссервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления Находкинско-Михайловской государственной районной морской инспекции Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю (далее - Находкинско-Михайловская ГРМИ ПУ ФСБ по Приморскому краю, морская инспекция) от 26.04.2012 N 2459/413/12 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 26.06.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012, в удовлетворении заявления отказано. Суды пришли к выводу о доказанности факта административного правонарушения, совершенного обществом по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела.
Морская инспекция с доводами, изложенными в жалобе, не согласна, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на жалобу, возражениях на отзыв, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей общества и морской инспекции, кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Находкинско-Михайловской ГРМИ ПУ ФСБ по Приморскому краю от 26.04.2012 N 2459/413/12 ЗАО МСК "Востоктранссервис" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб. за нарушение правил пересечения государственной границы Российской Федерации рыболовным судном "Уверенный".
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Морской бриз" (далее - ООО "Морской бриз") заключило с ЗАО МСК "Востоктранссервис" договор субаренды рыболовного судна РС "Уверенный" с экипажем (субтайм-чартер) от 16.01.2012 N 3-16/01/2012. По условиям договора ООО "Морской бриз" обязуется передать судно в аренду ЗАО МСК "Востоктранссервис" с экипажем для вылова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации по квотам ЗАО МСК "Востоктрассервис". Срок действия договора с 20.01.2012 по 31.05.2012. Приморским территориальным управление Федерального агентства по рыболовству 13.02.2012 ЗАО МСК "Востокстранссервис" выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 184-2012-ПР с 13.02.2012 по 31.05.2012, в котором указаны реквизиты названного договора аренды.
07.03.2012 рыболовное судно РС "Уверенный" вышло из портопункта Моряк Рыболов и направилось в исключительную экономическую зону Российской Федерации (далее - ИЭЗ РФ) для осуществления промышленного рыболовства по разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов N 184-2012-ПР. Добыча минтая осуществлялась в исключительной экономической зоне Российской Федерации 07, 08 марта 2012. Выловлено в указанный период 1,5 и 20,4 тонны минтая и 09.03.2012 рыболовное судно РС "Уверенный" с уловом минтая вышло из ИЭЗ РФ и вошло в территориальное море Российской Федерации, то есть пересекло государственную границу Российской Федерации, однако разрешение пограничных органов на пересечение государственной границы Российской Федерации рыболовным судном РС "Уверенный" ЗАО МСК "Востоктранссервис" не оформляло. Данные обстоятельства подтверждены судовым и промысловым журналами рыболовного судна РС "Уверенный", судовыми суточными донесениями судна, представленными Владивостокским фиалом ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи", оперативными отчётами ЗАО МСК "Востоктранссервис" о вылове минтая по разрешению на вылов биоресурсов N 184-2012-ПР.
Таким образом, судами установлено и подтверждено материалами дела, что в момент пересечения государственной границы Российской Федерации рыболовное судно РС "Уверенный" находилось во владении и пользовании ЗАО МСК "Востоктранссервис" и не имело разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4780-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о государственной границе) основанием для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерации или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
В силу статьи 9 Закона о государственной границе российские суда, осуществляющие рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации без перегрузки уловов водных биологических ресурсов на иностранные суда, а также российские суда, в отношении которых осуществлён пограничный контроль, в случае ведения промысловой деятельности, целью которой является доставка улова водных биологических ресурсов для реализации или производства из этих водных биологических ресурсов рыбной и иной продукции на территории Российской Федерации, могут неоднократно пересекать государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов.
Согласно пунктам 2, 3 Правил получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации российскими рыболовными судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2007 N 560 (далее - Правила получения разрешения на пересечение государственной границы), разрешение на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые планируют осуществлять промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации Разрешение выдаётся на основании письменного заявления указанных лиц по форме согласно приложению N 1 к данному постановлению.
За пересечение государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от государственной границы РФ до пунктов пропуска через государственную границу РФ и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 КоАП РФ, предусмотрена ответственность частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Руководствуясь положениями названных норм и установив, что ЗАО МСК "Востоктранссервис", являясь лицом эксплуатирующим рыболовное судно РС "Уверенный", не подавало заявки на оформление разрешения на данное судно на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации и не оформлялось в пунктах пропуска, суды пришли к выводу о правомерном привлечении ЗАО МСК "Востоктранссервис" к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Довод общества о том, что рыболовное судно РС "Уверенный" имело право в спорный период на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации под его контролем на основании разрешения на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации от 19.01.2012 серии N 08/НП N 363/149, с учетом внесенного в него дополнения, отклонен судами, поскольку данное разрешение выдано ООО "Морской бриз" и по его заявлению. Общество с заявлением о выдаче разрешения на пересечение государственной границы в пограничный орган не обращалось.
Действительно, письмо-уведомление в Пограничное управление по Приморскому краю о внесении дополнения в разрешение на неоднократное пересечение государственной границы РФ рыболовным судном РС "Уверенный" серии 08/НП N 363/149, выданное ООО "Морской бриз", субфрахтователем ЗАО МСК "Востоктраннсервис" при освоении разрешения на вылов водных биологических ресурсов от 13.02.2012 N 184-2012-ПР, подано ООО "Морской бриз". Однако Пограничным управлением по Приморскому краю 29.02.2012 данное заявление удовлетворено и в разрешение на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации серии 08/НП N 363/149 от 19.01.2012 внесено дополнение о субфрахтователе ЗАО МСК "Востоктранссервис" (т. 1 л.д. 38, 39).
Статья 18.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за пересечение государственной границы Российской Федерации при отсутствии разрешения пограничных органов на ее пересечение. Поскольку ЗАО МСК "Востоктраннсервис" на момент пересечения государственной границы Российской Федерации руководствовалось действующим, выданным компетентным органом разрешением, у морской инспекции не имелось правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ. Выдача разрешения Пограничным управлением по Приморскому краю на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации для ЗАО МСК "Востоктранссервис" с нарушением установленных правил, не может являться основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.06.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по делу N А51-9558/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Постановление Находкинско-Михайловской государственной районной морской инспекции Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю от 26.04.2012 N 2459/413/12 о привлечении закрытого акционерного общества Морская судоходная компания "ВОСТОКТРАНССЕРВИС" к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.