г. Хабаровск |
|
20 ноября 2012 г. |
А59-5803/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: А.Н. Барбатова
Судей: М.М. Саранцевой, Т.Н. Карпушиной
при участии
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федеральной налоговой службы
на определение от 29.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012
по делу N А59-5803/2011
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Н. Попова, в апелляционном суде судьи: Н.А. Скрипка, С.Б. Култышев, С.М. Синицына
По иску Федеральной налоговой службы
к администрации Корсаковского городского округа
третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа, Финансовое управление администрации Корсаковского городского округа
о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании 22 596 713 руб. 49 коп.
Федеральная налоговая служба (ОГРН 1047707030513, 127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23) в лице Управления ФНС России по Сахалинской области (далее - ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к администрации Корсаковского городского округа (ОГРН 1036502700519, 694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Советская, 41) (далее - Администрация) о привлечении ответчика к субсидиарной ответственности и взыскании убытков на общую сумму 22 596 713 руб. 49 коп.
Иск заявлен на основании пункта 3 статьи 56 ГК РФ, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", пунктов 2, 4 статьи 10 и пункта 2 статьи 226 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и мотивирован неисполнением ответчиком обязанности по ликвидации муниципального унитарного предприятия "Гидросервис" (далее - МУП "Гидросервис", должник) и подаче заявления о признании его несостоятельным (банкротом).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Финансовое управление администрации Корсаковского городского округа (ОГРН 1026500782989, 694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Советская, 41) и Комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа (ОГРН 1036502701091, 694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Советская, 41).
Определением суда от 29.05.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012, исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ.
В кассационной жалобе ФНС России просит определение от 29.05.2012, постановление от 27.08.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении искового заявления.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что с учетом толкования пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) новый порядок привлечения к субсидиарной ответственности, предусматривающий рассмотрение данной категории споров исключительно в рамках дела о банкротстве, не распространяется на дело о банкротстве МУП "Гидросервис", производство по которому возбуждено раньше вступления в силу указанного закона. В связи с этим заявитель полагает, что правомерно обратился в арбитражный суд с настоящим иском. При этом указывает на то, что в результате принятия обжалуемых судебных актов ФНС России лишено права на направление и рассмотрение искового заявления о привлечении виновного в банкротстве должника к субсидиарной ответственности.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, ФНС России обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании МУП "Гидросервис" несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 22.10.2007 установлены требования ФНС России в размере 4 417 000 руб. 87 коп., в отношении должника введена процедура наблюдения. Решением суда от 07.05.2008 должник признан несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него конкурсного производства.
Определением суда от 31.03.2010 конкурсное производство в отношении должника завершено, 09.04.2010 МУП "Гидросервис" исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в связи с ликвидацией.
Поскольку требования ФНС России в ходе конкурсного производства не были удовлетворены, она обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, полагая, что учредители должника должны нести субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта (часть 4 статьи 3 АПК РФ).
Законом N 73-ФЗ статья 10 Закона о банкротстве дополнена пунктом 6, в соответствии с которым заявление о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве. Указанное заявление может быть подано в ходе конкурсного производства арбитражным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 142 Закона о банкротстве в случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 настоящего Федерального закона.
Как разъяснено в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закон N 73-ФЗ вступил в силу с 05.06.2009. Предусмотренные Законом о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ процессуальные нормы о порядке привлечения к субсидиарной ответственности (пункты 6 - 8 статьи 10) подлежат применению судами после вступления в силу Закона N 73-ФЗ независимо от даты, когда имели место упомянутые в статье 10 Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ обстоятельства или было возбуждено производство по делу о банкротстве.
Поскольку судами установлено, что ФНС России обратилась с исковым заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности учредителей должника 06.05.2011, то есть после завершения конкурсного производства и исключения должника из ЕГРЮЛ, а также после вступления в силу Закона N 73-ФЗ, процессуальные нормы которого подлежат применению после дня его вступления в законную силу, а требования ФНС России могут быть заявлены только в рамках дела о банкротстве, вывод судов о наличии оснований для оставления заявления истца без рассмотрения является правомерным и соответствует указанным выше нормам права.
Довод заявителя жалобы о нераспространении предусмотренного Законом N 73-ФЗ порядка рассмотрения требований о привлечении к субсидиарной ответственности исключительно в деле о банкротстве на дело о банкротстве МУП "Гидросервис", возбужденное до вступления в силу указанного Федерального закона, подлежит отклонению судом кассационной инстанции как противоречащий разъяснению, содержащемуся в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 в части применения процессуальных норм о порядке привлечения к субсидиарной ответственности.
На момент вступления в силу Закона N 73-ФЗ (05.06.2009) процедура конкурсного производства в отношении должника не была завершена. С этой даты ФНС России вправе была обратиться с заявлением о привлечении Администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам должника только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Однако такое заявление до даты завершения конкурсного производства подано не было. Исковое заявление по настоящему делу подано с нарушением порядка обращения с соответствующим заявлением и при отсутствии правовой возможности к его рассмотрению в связи с чем подлежат отклонению и доводы заявителя жалобы о лишении ФНС России права на рассмотрение поданного ей искового заявления.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 29.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 по делу N А59-5803/2011 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Барбатов |
Судьи |
М.М. Саранцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.