г. Хабаровск |
|
04 декабря 2012 г. |
А51-22047/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, Я.В. Кондратьевой
при участии:
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
на решение от 03.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012
по делу N А51-22047/2011
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В. Голоузова; в апелляционном суде судьи: А.В. Гончарова, О.Ю. Еремеева, А.В. Пяткова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВ Современная строительная компания"
к администрации города Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка
Общество с ограниченной ответственностью "ДВ Современная Строительная Компания" (далее - ООО "ДВ Современная Строительная Компания", общество; ОГРН 1052504122054, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Уборевича, 17) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владивостока (далее - Администрация; ОГРН 1022501302955, адрес (место нахождения): 690950, Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 20) от 21.10.2011 N 15826сп об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 28 430 кв. м. на кадастровом плане территории по адресу Приморский край, г. Владивосток Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - Управление; ОГРН 1092536003812, адрес (место нахождения): 690950, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20) утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка для обслуживания зданий. Также заявитель просил отнести на ответчиков судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, в размере 15 000 руб.
Решением суда от 03.05.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012, признано незаконным решение Администрации, оформленное письмом от 21.10.2011 N 15826СП, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 28 430 кв. м. на кадастровом плане соответствующей территории, расположенного по адресу: г. Владивосток, о. Русский, пос. Рында, 19, для обслуживания зданий, расположенных на земельном участке, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Суд обязал Управление в установленные законом сроки повторно рассмотреть по вновь представленным заявителем документам заявление об утверждении схемы расположения указанного земельного участка с учетом требований ЗК РФ. Также суд взыскал с Администрации в пользу общества 5 000 руб. расходов на оплату услуг представителя. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация и Управление просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявители приводят доводы о том, что обществом в нарушение Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596, не были представлены ни копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположены на спорном земельном участке, ни копии технических паспортов на них. Считают ошибочным вывод судов об отсутствии автодороги на испрашиваемом земельном участке. Указывают, что спорный земельный участок находиться в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р2) и является федеральной собственностью.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных в статье 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Судами в соответствии с материалами дела установлено, что общество является собственником (свидетельства о государственной регистрации права от 05.04.2007) следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Владивосток, о. Русский, пос. Рында, 19: здание - спальный корпус с пристройкой общей площадью 201,1 кв. м.; здание - спальный корпус с пристройкой общей площадью 236,1 кв. м.; здание - спальный корпус общей площадью 15,20 кв. м.; здание - кубрик общей площадью 17,90 кв. м.; здание - спальный корпус общей площадью 16,60 кв. м.; здание - сторожка общей площадью 15,6 кв. м.; здание - медицинский пункт общей площадью 42,00 кв. м.; здание - административное общей площадью 119,2 кв. м; здание - столовая с пристройками общей площадью 391,80 кв. м.
ООО "ДВ Современная Строительная Компания" 14.07.2009 обратилось в Управление с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка общей площадью 28 430 кв. м. на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, о. Русский, пос. Рында, 19 с целью приобретения права собственности и аренды на указанный земельный участок для обслуживания зданий, расположенных на нем, к которому были приложены свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, топосъемка, сведения о земельном участке, проекты схем расположения земельных участков, входящих в состав испрашиваемого, а также координаты поворотных точек границ земельного участка.
Впоследствии общество письмом от 12.09.2011 повторно направило в Управление проект схемы расположения земельного участка, ситуационный план, каталог координат и диск с указанными координатами.
Письмом от 21.10.2011 N 1582сп Администрация отказала в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, ссылаясь на непредоставление документов, подтверждающих фактическое использование земельного участка в испрашиваемых границах, а также на нахождение на части земельного участка дороги общего пользования.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
Из пункта 7 статьи 36 ЗК РФ следует, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что к заявлению ООО "ДВ Современная Строительная Компания" о предоставлении схемы расположения земельных участков площадью 28 430 кв. м. были приложены все необходимые документы, указанные в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, действовавшим на момент обращения общества в Управление. Требуемые Администрацией документы от общества отсутствуют и в перечне, утвержденном в Приказе Минэкономразватия России от 13.09.2011 N475, действующем на момент принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
При этом исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Кроме того, суды, исходя из представленных сторонами в материалы дела проектах схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обзорной схемы земельного участка, установили отсутствие в границах испрашиваемого земельного участка автомобильной дороги общего пользования, а красные линии, обозначенные на названных проектах схемы, относятся к инженерным коммуникациям.
Доказательств того, что в силу части 4 статьи 28 ЗК РФ испрашиваемый спорный земельный участок изъят из оборота или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд в материалах дела также не представлено.
В этой связи на основании вышеуказанных норм права, установив отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении обществу схемы расположения земельного участка и нарушение таким отказом прав и законных интересов заявителя ввиду создания препятствий к оформлению его прав на земельный участок, необходимый для обслуживания находящихся на праве собственности объектов недвижимости, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования ООО "ДВ Современная Строительная Компания" и возложили на Управление обязанность повторно рассмотреть по вновь представленным заявителем документам заявление об утверждении схемы расположения земельного участка.
Довод кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок находится в федеральной собственности и в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р2) отклоняется судом кассационной инстанции как неподтвержденный соответствующими доказательствами. Кроме того, данные обстоятельства не являлись основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств (ст. 71 АПК РФ) и переоценке в суде кассационной инстанции, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 по делу N А51-22047/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.