г. Хабаровск |
|
21 ноября 2012 г. |
А59-1339/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Панченко И.С., Голикова В.М.
при участии
от ООО "Лесное" - представитель не явился
от МИФНС России N 4 по Сахалинской области - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесное"
на решение от 11.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012
по делу N А59-1339/2011
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.С. Орифова; в апелляционной инстанции судьи: Е.Л. Сидорович, Г.М. Грачев, А.В. Пяткова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лесное"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Сахалинской области
о признании недействительным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Лесное" (ОГРН 1026501180837, место нахождения: 694450, Сахалинская обл., п. Ноглики, ул. Советская, 2, кв. 148; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Сахалинской области (ОГРН 1046505403163, юридический адрес: 694400, Сахалинская область, Тымовский район, пгт. Тымовское, ул. Красноармейская, 80; далее - инспекция, налоговый орган) от 09.11.2010 N08-20 в части предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и пени по этому налогу.
Решением суда от 30.06.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2011, требования общества удовлетворены по основанию несоответствия оспариваемого решения инспекции нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регулирующим порядок уплаты налога на прибыль организаций и НДС.
По кассационной жалобе инспекции данные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, поскольку имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела фактические обстоятельства о юридической правоспособности контрагента общества, от имени которого подписывались документы, не принятые инспекцией в качестве надлежащих доказательств в целях подтверждения понесенных обществом расходов, судами не устанавливались и не исследовались.
Вновь принятым решением от 11.05.2012, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012, в удовлетворении требований общества отказано. Судебные акты мотивированы тем, что налоговым органом в соответствии с нормами налогового законодательства не приняты документы, представленные налогоплательщиком в подтверждении затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, следовательно, такие затраты не являются основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Общество подало на данные судебные акты кассационную жалобу, в которой указывает на неправильное установление арбитражным судом обстоятельств дела и их правовую оценку, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении в полном объеме его требований.
Доводы жалобы сводятся к тому, что судами не учтены имеющиеся в материалах дела документы, которыми подтверждено, что контрагент общества ООО "Андромеда" фактически не было исключено из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а документы, представленные в подтверждение расходов общества, подписаны уполномоченным лицом - представителем Ногликского филиала ООО "Андромеда". По мнению заявителя жалобы, названные обстоятельства не исследованы и не оценены в должной мере судами при рассмотрении дела.
В отзыве на жалобу инспекция отклоняет ее доводы, возражает против отмены состоявшихся судебных решений, полагая, что они приняты с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из установленных арбитражным судом по материалам дела обстоятельств, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, о чем составлен акт проверки от 05.10.2010 N 08-18.
По результатам рассмотрения данного акта, возражений на него и иных материалов налоговой проверки налоговым органом 09.11.2010 вынесено решение N 08-20 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно этим же решением налогоплательщику предложено уплатить не полностью уплаченные налоги и пени за их несвоевременную уплату:
- налог на прибыль организаций за 2008 г. в сумме 42 882 руб., зачисляемый в федеральный бюджет; в сумме 115 450 руб., зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации;
- НДС за третий квартал 2008 года в сумме 118 748 руб. 75 коп., а так же пени по этому налогу в сумме 9 329 руб. 28 коп.
В обоснование своего решения о доначислении названных сумм налогов инспекция указала на неправомерное отнесение налогоплательщиком на расходы в целях налогообложения налогом на прибыль организаций затрат, связанных с приобретением обществом у его контрагента - ОАО "Андромеда" дизельного топлива на общую сумму 778 464 руб., поскольку первичные документы содержат противоречивые и недостоверные сведения, не подтверждают реальность хозяйственных операций, поэтому также не являются основанием для принятия к вычету по НДС суммы 118 748, 75 руб.
В этой связи инспекция приняла во внимание установленное в ходе налоговой проверки обстоятельство об исключении ООО "Андромеда" из ЕГРЮЛ и снятии с учета 17.07.2007.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества на решение инспекции вышестоящий налоговый орган своим решением от 11.01.2011 N 001 оставил его без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество оспорило его в судебном порядке.
При новом рассмотрении возникшего спора арбитражный суд отказал в удовлетворении требований общества, с учетом исследованных обстоятельств возникшего спора пришел к выводам о том, что налогоплательщиком документально не подтверждены расходы, связанные с приобретением обществом топлива у его контрагента, соответственно, это неподтверждение реальной хозяйственной операции исключает право на получение налогового вычета по НДС.
Выводы суда являются правильными, поскольку суды исходили из следующего.
В силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых главой 25 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ, для целей налогообложения налогом на прибыль налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 этого Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость на установленные Кодексом налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.
Исходя из положений пункта 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Согласно нормам пунктов 1 и 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами названы упомянутой нормой закона, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
При этом, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленного поставщиками. Необходимо, чтобы перечисленные документы в совокупности с достоверностью подтверждали реальность хозяйственных операций и иные обстоятельства, с которыми законодатель связывает право налогоплательщика на получение права на налоговый вычет, то есть сведения в представленных документах должны быть достоверными.
Таким образом, налоговые последствия в виде применения налоговых вычетов по НДС правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции, то есть, при решении вопроса о возмещении НДС необходимо исходить из реальности расходов, произведенных в целях получения дохода, а также их документального подтверждения.
В рассматриваемом случае судами установлено и подтверждается материалами дела, что контрагент общества - ООО "Андромеда" исключено из ЕГРЮЛ и индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа 17.07.2007.
В силу пункта 3 статьи 49, пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц; с этого момента прекращается правоспособность юридического лица.
Принимая во внимание изложенное, является правильным вывод судебных инстанций о документальной неподтвержденности расходов по приобретению дизельного топлива на общую сумму 659 715,26 руб. и правомерности их исключения налоговым органом при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и непринятии налоговых вычетов по НДС в сумме 118 748,75 руб.
Налогоплательщик, настаивая на реальности произведённых расходов, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 252 НК РФ имел возможность подтвердить их другими документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Вместе с тем ни в одну из судебных инстанций таких доказательств не представлено, также как и в кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и сделанные в связи с этим выводы.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах.
По существу такие доводы повторяют позицию заявителя жалобы, приводимую в суде второй инстанции, которые были предметом исследования и правовой оценки этой судебной инстанцией.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых постановления и решения.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу N А59-1339/2011 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Сумина |
Судьи |
И.С. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.