г. Хабаровск |
|
04 декабря 2012 г. |
А73-6506/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен04 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Барбатова А.Н.
Судей: Лесненко С.Ю., Саранцевой М.М.
при участии
от ООО "Управление механизированных работ N 6" - Смирнова А.А., представитель по доверенности от 26.06.2012;
от ДМС администрации г. Хабаровска - Воронкова Е.Н., представитель по доверенности от 16.04.2012 N 3375/02-13;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
на решение от 27.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012
по делу N А73-6506/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в апелляционном суде судьи: Гричановская Е.В., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление механизированных работ N 6"
к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
о признании недействительным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Управление механизированных работ N 6" (ОГРН 1032700403680, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Промышленный, 1а) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (ОГРН 1032700332587, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла-Маркса, 66) (далее - департамент) о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельного участка площадью 22 285 кв. м. с кадастровым номером 27:23:0040922:51 по цене, составляющей 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, и обязании департамента заключить договор купли-продажи указанного земельного участка по льготной цене (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012, требования общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, департамент в кассационной жалобе просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя жалобы, цена спорного земельного участка не может быть определена с учетом льготы, поскольку на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность отсутствовал порядок определения его выкупной цены (установленный постановлением Правительства Хабаровского края от 30.10.2007 N 210-пр порядок уже не действовал, а установленный постановлением Правительства Хабаровского края от 23.03.2012 N 74-пр порядок еще не был введен в действие).
Общество в отзыве на кассационную жалобу возражало против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в тексте кассационной жалобы и отзыва на нее, дав по ним соответствующие пояснения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым N 27:23:0040922:51, находящемся по адресу: г. Хабаровск, пер. Промышленный, 1а в Железнодорожном районе, в том числе: здание административного корпуса, котельной, цехов, гаража, здания трансформаторной подстанции и диспетчерской. Данное имущество было приобретено заявителем у ОАО "Спецстроймеханизация-1" на основании договора купли-продажи недвижимости от 20.07.2004 N 1/7. В соответствии с приказом КУГИ Хабаровского края от 20.04.1993 N 175 объекты недвижимости были получены продавцом в порядке приватизации государственного предприятия Арендного треста "Спецстроймеханизация-1" в акционерное общество.
На основании заявления общества администрация г. Хабаровска постановлением от 11.04.2012 N 1327 предоставила ООО "УМР N 6" в собственность за плату земельный участок площадью 22 285 кв. м. с кадастровым номером 27:23:0040922:51, стоимость земельного участка составила 6,39% от кадастровой стоимости земельного участка, то есть без учета льготной цены.
В ответ на обращение общества о наличии у него права приобрести указанный земельный участок по льготной цене, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", департамент письмом от 16.05.2012 отказал заявителю в приобретении земельного участка по льготной цене, мотивируя отказ отсутствием на момент обращения общества с заявлением утвержденного субъектом Российской Федерации порядка определения цены.
Общество, полагая, что решение департамента об отказе в предоставлении земельного участка противоречит действующему законодательству, нарушает его права и создает препятствия в осуществлении принадлежащего ему права на получение земельного участка по льготной цене, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с императивными положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
- 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах численностью населения свыше трех миллионов человек;
- 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Установив, что общество приобрело объекты недвижимости в процессе приватизации государственного предприятия (имущество отчуждено из государственной собственности), суд пришел к выводу о том, что данное общество относится к поименованной в вышеназванной норме права категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка из расчета два с половиной процента от его кадастровой стоимости.
Довод заявителя о том, что общество не имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене являлся предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов первой и апелляционной инстанций. Указанный довод обоснованно признан несостоятельным как противоречащий
правовой позиции, определенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 09.04.2009 N 14649/08.
Как установлено судами, оспариваемый ненормативный акт департамента обусловлен тем, что на момент обращения общества с заявлением (07.02.2012) в субъекте Российской Федерации отсутствовал утвержденный порядок предоставления земельных участков на льготных условиях.
Между тем, как верно отмечено судами, данное обстоятельство не лишает заявителя права на определение цены в порядке пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме права цена земельного участка, установленного субъектом Российской Федерации в любом случае не должна превышать 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд правомерно посчитал, что данный отказ принят вопреки требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес решение о признании его незаконным.
В целях устранения нарушений прав заявителя суд на основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал департамент заключить с обществом договор купли-продажи спорного земельного участка по цене составляющей 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для определения выкупной цены в порядке пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации уже были предметом исследования в судах обеих инстанций, которым дана надлежащая оценка как несостоятельным.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и не противоречат им, неправильного применения норм материального и процессуального права судами не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 по делу N А73-6506/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Барбатов |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.