г. Хабаровск |
|
19 ноября 2012 г. |
А51-3161/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: Я.В. Кондратьевой, Е.К. Яшкиной
при участии:
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Владивостока
на решение от 04.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012
по делу N А51-3161/2012 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В. Голоузова, в апелляционном суде судьи А.В. Гончарова, О.Ю. Еремеева, А.В. Пяткова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Ло и Ш"
к администрации города Владивостока
о признании незаконным решения от 25.01.2012 N 2668/У об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, об обязании в двухнедельный срок с момента вынесения решения утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Сахалинская, 57, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Ло и Ш" (ОГРН 1102538003017; адрес (место нахождения): 690041, г. Владивосток, ул. Полетаева, 6Б, 59) (далее - общество, ООО "Компания Ло и Ш") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока (ОГРН 1022501302955, адрес (место нахождения): 690950, г. Владивосток, Океанский пр-т, 20) (далее - администрация) от 25.01.2012 N 2668/У об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также об обязании администрации г. Владивостока в двухнедельный срок с момента вынесения решения утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Сахалинская, 57, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением от 04.05.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012, решение администрации г. Владивостока от 25.01.2012 N 2668/У об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 720 кв. м. на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Сахалинская, 57, для целей, не связанных со строительством (для размещения стоянки автотранспортных средств), признано незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу РФ. Суд обязал администрацию г. Владивостока направить в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока документы для утверждения и выдачи обществу с ограниченной ответственностью "Компания Ло и Ш" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ориентировочной площадью 720 кв. м. по ул. Сахалинская, 57 в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством (для размещения стоянки автотранспортных средств), в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок не свободен от прав третьих лиц, поскольку огорожен забором, а, следовательно, его предоставление заявителю повлечет нарушение прав третьих лиц. Кроме того, заявителем указано на то, что, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории зоны Ж-3, то размещение стоянок автомобильного транспорта возможно только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог. Также заявитель жалобы сослался на нахождение в границах испрашиваемого земельного участка красных линий ЛЭП, проектируемых и существующих трубопроводов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Ло и Ш", не согласившись с доводами, изложенными в ней, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность решения и постановления суда апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.10.2011 ООО "Ло и Ш" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного и строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка ориентировочной площадью 1190 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Сахалинская, 57, для целей, не связанных со строительством: стоянка автотранспортных средств.
Указанное заявление было направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Письмом от 25.01.2012 N 2668/1У администрация г. Владивостока отказала обществу в выдаче схемы расположения земельного участка со ссылкой на наличие на данный земельный участок прав третьих лиц, а также на нахождение земельного участка в границах территориальной зоны Ж-3.
ООО "Ло и Ш", посчитав данный отказ администрации нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган). В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Дав правильное толкование приведенным выше нормам права, суды обеих инстанций пришли к верному выводу о том, что обязанность по изготовлению и утверждению такой схемы лежит на органе местного самоуправления.
При этом, делая вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества, суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.
Так, из материалов дела усматривается, что одним из оснований для отказа администрации г. Владивостока в утверждении схемы расположения земельного участка явилось то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц.
Однако, при рассмотрении данного спора судами установлено, что администрацией в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств наличия прав третьих лиц на спорный земельный участок, зарегистрированных в установленном законом порядке, равно как и доказательств того, что до вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" у третьих лиц возникли какие-либо права на спорный земельный участок, существующие на сегодняшний день.
Делая вывод об отсутствии у администрации законных оснований для отказа в выдаче и утверждении схемы расположения земельного участка по мотиву его расположения в территориальной зоне Ж-3, суды, правомерно руководствовались пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, по смыслу которых существующие границы территорий общего пользования (в том числе улиц, проездов) также являются красными линиями. При этом, суды сделали правильный вывод о том, что тот факт, что они не обозначены в документах градостроительного планирования в качестве красных линий не свидетельствует об отсутствии у них статуса территорий общего пользования.
При исследовании и оценке имеющихся в материалах дела доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе обзорной схемы земельного участка, фрагмента карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока, проекта схемы расположения земельного участка судами установлено, что хотя испрашиваемый земельный участок не примыкает к красным линиям, отраженным в графических материалах, он примыкает к многочисленным внутриквартальным дорогам и проездам.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы относительно того, что испрашиваемый заявителем земельный участок не свободен от прав третьих лиц и того, что поскольку он расположен на территории зоны Ж-3, то размещение стоянок автомобильного транспорта возможно только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог, судом кассационной инстанции отклоняются, так как они были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка заявителя жалобы на нахождение в границах испрашиваемого земельного участка красных линий ЛЭП, проектируемых и существующих трубопроводов, судом кассационной инстанции во внимание не принимается, поскольку данные обстоятельства не являлись основанием для оспариваемого отказа администрации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 04.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 по делу N А51-3161/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
Я.В. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.