г. Хабаровск |
|
04 декабря 2012 г. |
А73-5104/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Барбатова А.Н.
Судей: Лесненко С.Ю., Саранцевой М.М.
при участии
от истца: Тужилкин С.В., представитель по доверенности от 24.08.2012;
от ответчика: Воронкова Е.Н., представитель по доверенности от 16.04.2012 N 3375/02-13;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
на решение от 22.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012
по делу N А73-5104/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Медведева О.В., в апелляционном суде судьи: Иноземцев И.В., Волкова М.О., Шевц А.В.
По иску закрытого акционерного общества "Востокметаллургремонт"
к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
об урегулировании разногласий при заключении договора
Закрытое акционерное общество "Востокметаллургремонт" (ОГРН 1022701281547, место нахождения: 680032, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Автономная, 17) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (ОГРН 1032700332587, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. К.Маркса, 66) (далее - департамент) с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка от 15.03.2012 N 3619.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012, исковые требования удовлетворены, пункт 1.1 договора принят в следующей редакции: "В соответствии с Постановлением администрации города Хабаровска от 27.02.2012 N 714 Продавец продает, а Покупатель покупает на условиях изложенных в настоящем договоре земельный участок в собственность за плату под здание административно-бытового корпуса, вспомогательного корпуса, проходную, используемые под производственную базу, расположенный в Железнодорожном районе г. Хабаровска по адресу: ул. Автономная, 17 общей площадью 16 900,00 кв. м. с кадастровым номером 27:23:0041808:2, категория земель - земли населенных пунктов, стоимостью 1 030 042 руб. 33 коп. (один миллион тридцать тысяч сорок два рубля тридцать три копейки)".
Ответчик в кассационной жалобе просит состоявшиеся по делу решение и постановление отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя кассационной жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, цена земельного участка должна быть установлена как наибольшая для соответствующей местности, то есть без учета льготы, поскольку на момент принятия решения о предоставлении истцу земельного участка в собственность отсутствовал порядок определения его выкупной цены (установленный постановлением Правительства Хабаровского края от 30.10.2007 N 210-пр порядок уже не действовал, а установленный постановлением Правительства Хабаровского края от 23.03.2012 N 74-пр порядок еще не был введен в действие).
Представитель истца возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец на праве бессрочного пользования владеет земельным участком с кадастровым номером 27:23:0041808:2 площадью 16 900 кв. м., расположенным по адресу: г. Хабаровск, ул. Автономная, 17. Кадастровая стоимость участка составляет 41 201 693 руб.
На спорном земельном участке расположены объекты недвижимости: Административно-бытовой корпус, Литер Б, Б1, 3-этажный, общей площадью 3 846,7 кв. м.; Вспомогательный корпус, Литер В, В1, В2, 1-этажный, общей площадью 1 320,6 кв. м.; Проходная, Литер А, 1-этажный, общей площадью 91 кв. м., принадлежащие обществу на праве собственности. Согласно решению Арбитражного суда Хабаровского края от 07.10.2009 по делу N А73-13396/2009 вышеназванные объекты недвижимости получены обществом в ходе приватизации Дальневосточного ремонтно-строительного специализированного управления.
На основании заявления общества от 25.12.2009 администрацией города Хабаровска принято постановление от 27.02.2012 N 714 о предоставлении истцу земельного участка в собственность за плату под здания административно-бытового корпуса, проходную, вспомогательного корпуса, принадлежавшие истцу на праве собственности.
Осуществляя полномочия публичного собственника департамент 15.03.2012 направил в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка N 3619, в силу пункта 1.1 которого цена земельного участка составляет 2 966 521 руб. 90 коп.
Не согласившись с предложенной редакцией договора, общество направило в адрес ответчика протокол разногласий к договору с указанием выкупной цены в размере 1 030 042 руб. 33 коп., обосновав его ссылкой на пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В ответ на протокол разногласий департамент 23.03.2012 сообщил истцу об отсутствии установленной субъектом Российской Федерации цены земельного участка на 2012 год, а, следовательно, оснований для выкупа по цене, составляющей 2,5% от его кадастровой стоимости, предложил отозвать протокол разногласий и принять предложенную департаментом редакцию договора.
Поскольку при заключении договора купли-продажи между сторонами возникли разногласия относительно цены выкупаемого земельного участка, общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Рассматривая исковые требования в соответствии со статьями 421, 422, 445, 555 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что на основании статьи 446 Кодекса указанное условие договора купли-продажи спорного земельного участка подлежит определению судебным решением.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с императивными положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
- 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах численностью населения свыше трех миллионов человек;
- 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Установив, что общество приобрело объекты недвижимости в процессе приватизации государственного предприятия (имущество отчуждено из государственной собственности), суд пришел к выводу о том, что данное общество относится к поименованной в вышеназванной норме права категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка из расчета два с половиной процента от его кадастровой стоимости.
Довод заявителя о том, что общество не имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене являлся предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов первой и апелляционной инстанций. Указанный довод обоснованно признан несостоятельным как противоречащий правовой позиции, определенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 09.04.2009 N 14649/08.
Отклоняя утверждение департамента о необходимости определения цены земельного участка без учета льготы, суды исходили из того, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе земельного участка, соответствующего требованиям закона (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации), выкупная цена земельного участка определяется датой подачи заявления в уполномоченный орган.
Как выяснил суд, на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (25.12.2009), конкретная цена земельного участка согласно статье 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации была определена постановлением Правительства Хабаровского края от 30.10.2007 N 210-пр "Об установлении цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам объектов недвижимости" и в редакции от 21.12.2009 устанавливало цену выкупа земельных участков, находящихся в собственности Хабаровского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края в размере 2,5 процента от их кадастровой стоимости.
В этой связи судами обоснованно отклонена ссылка департамента о необходимости определения выкупной цены земельного участка исходя из семнадцатикратной ставки земельного налога, как основанная на неправильном толковании норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом нормативно-правового акта (Постановления N 210-пр) уже являлись предметом исследования в судах обеих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка как несостоятельным.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и не противоречат им, неправильного применения норм материального и процессуального права судами не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 по делу N А73-5104/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Барбатов |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.