г. Хабаровск |
|
27 ноября 2012 г. |
А51-8040/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: Я.В. Кондратьевой, Е.К. Яшкиной
при участии:
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
на решение от 21.06.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012
по делу N А51-8040/2012
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И. Голуб; в суде апелляционной инстанции судьи: Н.В. Алферова, О.Ю. Еремеева, В.В. Рубанова
по иску индивидуального предпринимателя Черкасова Александра Васильевича
к администрации города Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
3-и лица: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным решения
Индивидуальный предприниматель Черкасов Александра Васильевич (ОГРН 311253905300033) (далее - ИП Черкасов А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края к администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955; адрес (место нахождения): 690090 Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 20) (далее - администрация), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ОГРН 1092536003812; адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Западная, 15) (далее - УГА, Управление) с заявлением о признании незаконным решения N 16065/1У от 09.04.2012 об отказе в обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 1000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Кизлярская, 3, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - центр бытового обслуживания населения.
Определением суда от 27.04.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1072540005724; адрес (место нахождения): 690033, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12) (далее - Департамент).
Решением от 21.06.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012, признано незаконным решение администрации г. Владивостока N 16065/1У от 09.04.2012 об отказе в обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 1000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Кизлярская, 3, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - центр бытового обслуживания населения, как несоответствующее Земельному кодексу РФ. Суд обязал Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 1000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Кизлярская, 3, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - центр бытового обслуживания населения в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
В кассационной жалобе администрация и Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока просит решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на необоснованность выводов судов о неисполнении своих обязанностей по определению вариантов размещения объектов и невыяснения вопроса о возможности утверждения схемы расположения спорного земельного участка заявителю.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Черкасов А.В. приводит возражения относительно ее доводов и просит оставить решение и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность решения и постановления суда апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.06.2011 предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка примерной площадью 1000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Кизлярская, 3 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - центр бытового обслуживания населения.
По результатам рассмотрения заявления предпринимателя Департамент отказал заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого участка по мотиву того, что на данном земельном участке расположены металлические гаражи (письмо от 29.07.2011 N 29/02/03-02/13492).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.11.2011 по делу А51-15088/2011 признан незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Кизлярская, 3, площадью 1000 кв. м. в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - центр бытового обслуживания населения, выраженный в письме от 29.07.2011 N 29/02/03-02/13492, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить в орган местного самоуправления города Владивостока обращение об обеспечении выбора земельного участка площадью 1000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Кизлярская, 3, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - центр бытового обслуживания населения - посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования, оформления акта о выборе земельного участка для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от 17.11.2011 по делу А51-15088/2011 Департамент письмом от 20.03.2012 N 29/02/02-12/5635 обратился к главе города Владивостока с просьбой об обеспечении выбора земельного участка в районе ул. Кизлярская, 3 для строительства.
Администрация письмом от 09.04.2012 N 16065/1У отказала в обеспечении выбора земельного участка.
Считая решение администрации г. Владивостока от 09.04.2012 об отказе в обеспечении выбора земельного участка незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Черкасов А.В. обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
По смыслу приведенных норм права принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Судами установлено, что ИП Черкасов А.В. обратился с заявлением о выборе земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, предоставив с заявлением все необходимые документы, указанные в статье 31 ЗК РФ. Однако администрация отказала в обеспечении выбора и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, указав на несоответствие площади земельного участка.
Поскольку орган местного самоуправления не исполнил свою обязанность по определению вариантов размещения объекта, суды пришли к правомерному выводу о незаконности и необоснованности принятого им решения.
Кроме того, суды установили, что предпринимателем указанные требования действующего законодательства выполнены в полном объеме: в заявлении указаны назначение объекта, строительство которого планируется, примерный размер земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок, примерное место расположения объекта недвижимости, а также приложена копия кадастрового плана территории, которая дополнительно позволяет идентифицировать предполагаемое место размещения объекта недвижимости.
Между тем, администрацией отказано в выборе земельного участка на основании того, что заявитель представил схему на участок меньшей площади, чем было при первичном обращении в Департамент.
Таким образом, арбитражные суды, установив при рассмотрении дела, что администрацией не соблюден установленный законом порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и не представлены доказательства наличия причин, препятствующих предоставлению земельного участка независимо от соблюдения процедуры его предоставления, обоснованно признали преждевременным и незаконным отказ в выборе земельного участка и правомерно удовлетворили заявленные требования предпринимателя.
В этой связи несостоятельны доводы заявителя жалобы о необоснованности выводов судов о неисполнении своих обязанностей по определению вариантов размещения объектов и невыяснения вопроса о возможности утверждения схемы расположения спорного земельного участка заявителю.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют не о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Между тем переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в силу положений главы 35 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений либо неправильного применения судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 21.06.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 по делу N А51-8040/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
Я.В. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.