г. Хабаровск |
|
23 января 2013 г. |
А51-8944/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Н.В. Меркуловой
судей: Л.К. Кургузовой, Г.В. Котиковой
при участии
от Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" - Ихьяева Н.М., представитель по доверенности от 30.12.2012 N 16-13; Попова Г.И., представитель по доверенности от 15.01.2013 N 207/13; Шихерева И.Х., представитель по доверенности от 15.01.2013 N 206/13;
от Департамента по тарифам Приморского края - Иванова Е.А., представитель по доверенности от 21.12.2012; Мосензова В.И., представитель по доверенности от 19.05.2011 N 69/2355;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
на решение от 19.10.2012 по делу N А51-8944/2012
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
к Департаменту по тарифам Приморского края
о признании недействующим нормативного правового акта
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - заявитель, предприятие, КГУП "Примтеплоэнерго") (ОГРН 1022501284970, Приморский край, г. Владивосток, ул. Героев Варяга, 12) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании постановления Департамента по тарифам Приморского края от 27.12.2011 N 80/7 (далее - департамент) (ОГРН 1072540010982, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22) не соответствующим статьям 7, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статье 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктам 16, 22, 27, 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пунктам 12, 17, 18 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 и недействующим.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.10.2012, предприятию в удовлетворении заявления отказано, постановление Департамента по тарифам Приморского края от 27.12.2011 N 80/7 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" признано соответствующим статьям 7, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статье 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", пунктам 16, 22, 27, 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пунктам 12, 17, 18 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимися в деле доказательствам, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, обоснование действий департамента по уменьшению необходимой валовой выручки по причине непредставления последним программы в области энергосбережения, изложенное в оспариваемом судебном акте, противоречит положениям пункта 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования). Также КГУП "Примтеплоэнерго" не согласилось с выводами суда о правомерности оспариваемого постановления департамента в части установления тарифа на тепловую энергию при определении расходов на оплату труда.
Рассмотрение кассационной жалобы департамента, назначенное на 20.12.2012, откладывалось по правилам статьи 158 АПК РФ до 16.01.2013, после чего в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена судьи и судебное разбирательство начато сначала.
В заседании суда кассационной инстанции представители КГУП "Примтеплоэнерго" кассационную жалобу уточнили, отказавшись от довода о необоснованности тарифа в части установления тарифа на тепловую энергию при определении расходов на оплату труда, и просили решение суда первой инстанции отменить и признать постановление Департамента по тарифам Приморского края от 27.12.2011 N 80/7 не соответствующим статьям 7, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статье 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", пункту 16 Основ ценообразования. Доводы, изложенные в кассационной жалобе и пояснениях на дополнительный отзыв департамента, поддержали в полном объеме.
Представители Департамента по тарифам Приморского края, предоставив отзыв на жалобу и дополнение к нему, просили судебный акт Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела, предприятие обратилось в департамент с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию на 2012 год для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии в размере 3 729 руб. 40 коп./Гкал, для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах) в размере 3 146 руб. 80 коп./Гкал.
27.12.2011 Департамент по тарифам Приморского края, на основании экспертного заключения от 19.12.2011 по расчету тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" на 2012 год, принял постановление N 80/7, которым установил следующий тариф на тепловую энергию: для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии с 01.01.2012 - 2 556 руб./Гкал; с 01.07.2012 - 2 888 руб./Гкал., для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах) с 01.01.2012 - 2 156, 70 руб./Гкал; с 01.07.2012 - 2 286, 10 руб./Гкал.
Согласно экспертному заключению осуществлена корректировка заявленных предприятием расходов, в том числе по статье "Мероприятия по энергосбережению", поскольку последним не была представлена, предусмотренная статьей 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и утвержденная в установленном порядке программа в области энергосбережения.
Оспариваемое постановление опубликовано в печатном издании "Приморская газета" от 30.12.2011 N 114 (116) и размещено на официальном сайте Администрации Приморского края www.primorsky.ru/departaments/branches.
Считая данное постановление противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающим его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Не установив правовых оснований для признания оспариваемого нормативного акта недействующим, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы суда в обжалованной части, исходит из следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 19-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, одним из которых является принцип стимулирования повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 4 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении) и в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
В рассматриваемом случае департаментом применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Пунктом 16 Основ ценообразования определено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
При этом пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы) и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункты 17, 18 Основ ценообразования).
Из материалов дела следует, что департаментом при проверке экономической обоснованности заявленных расходов снижены расходы предприятия по статье "Мероприятия по энергосбережению" ввиду отсутствия программы в области энергосбережения.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу статьи 25 Федерального закона N 261-ФЗ предприятие, осуществляющее регулируемый вид деятельности, обязано утвердить в установленном порядке и реализовать программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Следовательно, является правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что включая в валовую выручку планируемые расходы по статье "Мероприятия по энергосбережению", заявитель должен их обосновать, в том числе путем предоставления соответствующей программы, обязательное наличие которой предусмотрено указанным выше Федеральным законом.
Кроме того, необходимо учитывать, что тариф на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" с 01.07.2012 превышает размер среднего максимального уровня тарифа, установленного для Приморского края Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год". Так данным приказом на территории Приморского края с 01.07.2012 максимальная величина роста тарифа установлена 106%, для предприятия оспариваемым постановлением данная величина определена в размере 113%.
При таких обстоятельствах суд кассационной жалобы считает жалобу предприятия не подлежащей удовлетворению.
Поскольку при подаче кассационной жалобы заявителем излишне уплачена сумма государственной пошлины в размере 1 000 руб., она подлежит возврату КГУП "Примтеплоэнерго" на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.10.2012 по делу N А51-8944/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Краевому государственному унитарному предприятию "Примтеплоэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину
в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 19.10.2012 N 8511.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.