г. Хабаровск |
|
30 января 2013 г. |
А73-7391/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Панченко И.С., Трофимовой О.Н.
от военной прокуратуры Хабаровского гарнизона - Афонасьев Е.Н., представитель по доверенности от 15.01.2013 N 131
от ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" - Глухова Т.Э., представитель по доверенности от 01.09.2012 N 4/230; Паукаева И.И., представитель по доверенности от 14.01.2013 N 4/16
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства"
на решение от 31.08.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012
по делу N А73-7391/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Калашников А.Г.; в апелляционной инстанции судьи Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.
По заявлению военной прокуратуры Хабаровского гарнизона
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства"
о привлечении к административной ответственности
По окончанию объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перерыва судебное заседание продолжено.
Военная прокуратура Хабаровского гарнизона (далее - военная прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при федеральном агентстве специального строительства" (ОГРН 1022700931220; 680000, г.Хабаровск, ул.Дзержинского, 43; далее - ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой", предприятие) к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства, строительство без разрешения.
Решением арбитражного суда от 31.08.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.10.2012, заявленные требования военной прокуратуры удовлетворены в полном объеме; ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 руб.
На данные судебные акты предприятием подана кассационная жалоба, в которой предложено их отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований военной прокуратуры. По мнению заявителя жалобы, поддержанной его представителями в судебном заседании, арбитражным судом не учтено, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26.04.2004 N 314 Федеральное космическое агентство (Роскосмос) является уполномоченным федеральным органом, который как единственный уполномоченный федеральный орган был вправе выдать разрешение на строительство такого капитального объекта как "Космодром "Восточный". Такие полномочия - право (обязанность) на выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, находящихся в ведении Агентства, в соответствии с градостроительным законодательством РФ, включены в Положение о Роскосмосе Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 386. Поскольку, как считает податель жалобы, законодательством Российской Федерации до указанной даты не был установлен конкретный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти РФ, который должен был выдавать разрешение на строительство космодромов, в том числе и такого капитального объекта, как "Космодром "Восточный", то ни Роскосмос, ни иные федеральные органы до 25.04.2012 не вправе были выдавать разрешение на строительство капитальных объектов на космодромах.
Военной прокуратурой в отзыве на кассационную жалобу и ее представителем в судебном заседании кассационной инстанции ее доводы отклонены, указано на отсутствие оснований для отмены судебных актов как принятых с правильным применением норм материального и процессуального права, поэтому жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" и прокуратуры, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что имеются основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из установленных арбитражным судом обстоятельств дела, в период с 07.03.2012 по 08.06.2012 военной прокуратурой проведена прокурорская проверка по факту возведения объекта капитального строительства "Космодром "Восточный" (расположенный в Амурской области, Свободненского района, ЗАТО Углегорск), в ходе которой выявлены нарушения требований градостроительного законодательства.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 ноября 2007 года N 1473с "О космодроме "Восточный" реализация мероприятий по созданию космодрома и их финансирование осуществляются в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы и федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы".
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании государственных контрактов, заключенных между Федеральным космическим агентством (Роскосмос) и ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой", последним с октября 2011 года осуществляются строительно-монтажные работы, необходимые для ввода в эксплуатацию объекта "Космодром "Восточный", при отсутствии разрешений на строительство.
По факту нарушения норм градостроительного законодательства в отношении ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" военной прокуратурой согласно постановлению от 09.06.2012 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного производства направлены военной прокуратурой в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5. КоАП РФ.
Удовлетворяя заявление военной прокуратуры, арбитражный суд пришел к выводу о том, что в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного названной нормой КоАП РФ, и доказана вина в его совершении. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Между тем такие выводы обеих судебных инстанций ошибочны и основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Обязанность оформления в установленном порядке разрешения на строительство возложена на застройщика.
В силу пункта 16 статьи 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно статье 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Следовательно, объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, является порядок осуществления строительства объектов недвижимости.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении застройщиком действий по осуществлению строительства (реконструкции), в ведении текущей деятельности по строительству (реконструкции) объекта при отсутствии разрешения на строительство.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.
Из взаимосвязанного толкования вышеприведенных положений следует, что по возникшему спору подлежало выяснению обстоятельство о наличии события административного правонарушения, вменяемого предприятию, заключающегося, в том числе в установлении уполномоченного федерального органа исполнительной власти на выдачу разрешения на объект капитального строительства "Космодром "Восточный".
Между тем, при возбуждении дела об административном правонарушении названное обстоятельство, имеющее существенное значение в производстве по делу об административном правонарушении, не выяснялось.
При этом судами без должного внимания оставлены доводы ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" об отсутствии уполномоченного органа на выдачу разрешения на строительство такого капитального объекта как "Космодром "Восточный" не только на момент начала строительства данного объекта, но и в 2012 году. Отсюда при отсутствии уполномоченного органа разрешение на строительство объектов "Космодрома "Восточный" в силу объективных причин выдано не могло быть.
Таким образом, военным прокурором не доказано наличие события вменяемого предприятию правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у арбитражного суда законных оснований для признания имеющим место факта о событии вмененного предприятию правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Поэтому привлечение арбитражным судом ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" к административной ответственности по названной норме КоАП РФ незаконно, в связи с чем решение и постановление подлежат отмене, а заявление военной прокуратуры - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.08.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 по делу N А73-7391/2012 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении заявления Военной прокуратуры Хабаровского гарнизона о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Отменить приостановление исполнения решения от 31.08.2012, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 по делу N А73-7391/2012 Арбитражного суда Хабаровского края, установленное определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 ноября 2012 года N Ф03-6056/2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Сумина |
Судьи |
И.С. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.