г. Хабаровск |
|
07 февраля 2013 г. |
А73-7993/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Г.В.Котиковой
при участии
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края -Колесникова С.С., представитель по доверенности от 13.08.2012 N 2528; Гончар Е.И., представитель по доверенности от 06.08.2012 N 2451;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Одзял И.В., представитель по доверенности от 31.10.2012 N 7/7930; Федоренко И.С., представитель по доверенности 02.08.2011 N 7/6056;
от третьих лиц: Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей - представитель не явился; общества с ограниченной ответственностью "Крейн" - представитель не явился; ФГБОУ ВПО "Хабаровская академия экономики и права" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 17.08.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012
по делу N А73-7993/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, общество с ограниченной ответственностью "Крейн", ФГБОУ ВПО "Хабаровская академия экономики и права"
о признании недействительным решения от 14.06.2012 N 28
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - заявитель, комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление, антимонопольный орган, Хабаровское УФАС России) (ОГРН 1022700921022, г. Хабаровск, ул. Запарина, 67) о признании недействительным решения от 14.06.2012 N 28.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, ФГБОУ ВПО "Хабаровская государственная академия экономики и права", общество с ограниченной ответственностью "Крэйн" (далее - ООО "Крэйн").
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.08.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012, заявление комитета удовлетворено: решение Хабаровского УФАС России от 14.06.2012 N 28 признано недействительным.
Антимонопольный орган в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав комитету в удовлетворении заявления. Полагает, что судами неправильно применены Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". По мнению Хабаровского УФАС России, судами не учтено, что отсутствие на территории Хабаровского края единой предельной максимальной наценки на сырье и покупные товары, используемые для изготовления продукции собственного производства хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги общественного питания в профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, и установление комитетом пунктом 1 постановления от 03.07.2009 N 15-Ц для ООО "Крэйн" индивидуальной наценки в размере 100 процентов, ставит данное общество в более благоприятные условия относительно хозяйствующих субъектов, которым такая наценка не установлена, создает дискриминационные условия доступа на товарный рынок. Не согласилось управление с выводами судов об осуществлении Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края тарифного регулирования в отношении конкретного хозяйствующего субъекта путем принятия постановления от 03.07.2009 N 15-Ц, поскольку считает, что комитет данным постановлением лишь согласовал свободную торговую наценку ООО "Крейн", самостоятельно определившего её размер.
В заседании суда кассационной инстанции представители антимонопольного органа доводы, изложенные в жалобе и в дополнениях к ней, поддержали в полном объеме, представители Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, ссылаясь на их несостоятельность, просили судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, ФГБОУ ВПО "Хабаровская государственная академия экономики и права", ООО "Крейн", извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, выслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, дополнений к жалобе и отзыву, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с обращением Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей в антимонопольный орган с жалобой на действия Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, управлением 24.04.2012 возбуждено дело N 8-01/69 о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения дела решением от 14.06.2012 N 28 пункт 1 постановления комитета от 03.07.2009 N 15-Ц "О наценке для предприятия общественного питания общества с ограниченной ответственностью "Крэйн", оказывающего услугу питания учащимся Хабаровской государственной академии экономики и права", признано нарушающим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Во исполнение указанного решения заявителю антимонопольным органом выдано предписание от 14.06.2012 N 7 об отмене в срок до 07.07.2012 пункта 1 постановления от 03.07.2009 N 15-Ц.
Основанием для признания комитета нарушившим требования антимонопольного законодательства, послужили выводы управления о необоснованном установлении обществу индивидуальной наценки на сырье и покупные товары, используемые для изготовления продукции собственного производства, в отсутствие единой предельной максимальной наценки для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке оказания услуг общественного питания в высших учебных заведениях. Поскольку рассматриваемый вид услуги относится к сфере государственного регулирования и осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на территории Хабаровского края такое регулирование осуществляется Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, последнее обязано было самостоятельно установить предельную максимальную торговую наценку, отсутствие которой создает дискриминационные условия доступа на данный товарный рынок и осуществления деятельности на нем.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования комитета, апелляционная инстанция, поддерживая выводы суда первой инстанции, проанализировали действующий в период принятия постановления от 03.07.2009 N 15-Ц Порядок организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемый органами исполнительной власти Хабаровского края, утвержденный Постановлением губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 N 60 (далее - Порядок N 60), и пришли к выводу о наличии у комитета права на установление индивидуальных наценок при получении соответствующего заявления от хозяйствующего
субъекта, оказывающего регулируемые государством услуги, и о соблюдении заявителем при принятии постановления от 03.07.2009 N 15-Ц данного порядка. Также судами указано на то, что установление индивидуальных наценок конкретно определенным хозяйствующим субъектам, при отсутствии единой максимальной наценки для всех потенциальных хозяйствующих субъектов, и при отсутствии федерального или регионального нормативного закрепления обязанности комитета по самостоятельному установлению тарифов, наценок и надбавок, не образует признаки вмененного заявителю нарушения антимонопольного законодательства.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Любые действия (бездействие) перечисленные в статье 15 Закона о защите конкуренции, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, если только необходимость совершения таких действий (бездействия) прямо не предусмотрена федеральными законами, являются недопустимыми.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 8 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Вменяя комитету нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в вынесении постановления от 03.07.2009 N 15-Ц об установлении ООО "Крэйн" индивидуальной максимальной наценки в размере 100 % на сырье и покупные товары, используемые для изготовления продукции собственного производства, при отсутствии предельно установленной торговой наценки, антимонольный орган не учел следующее.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Этим же пунктом Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 на Правительство Российской Федерации также возложена обязанность по установлению порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 Правительство Российской Федерации 07.03.1995 приняло Постановление N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление N
239). Указанным Постановлением Правительство Российской Федерации утвердило перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые 1) государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти; 2) государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) органам исполнительной власти субъектов Российской федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Наценки на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и учебных заведениях включены в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В целях обеспечения единой государственной политики в области ценообразования в топливно-энергетическом комплексе и других отраслях экономики Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 N 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" утверждены: перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется Губернатором Хабаровского края; перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края; перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются хозяйствующими субъектами (организациями) по согласованию с комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, лицеях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях включены в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Таким образом, на территории Хабаровского края услуга общественного питания, оказываемая в общеобразовательных школах, лицеях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, включена в перечень услуг, в отношении которых введено государственное регулирование, осуществляемое Комитетом по ценам и тарифам Хабаровского края.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 N 60 утвержден Порядок N 60, которым определена процедура организации, установления и изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, подлежащие государственному регулированию на территории Хабаровского края.
Пунктом 4 Порядка N 60 установлено, что комитет при осуществлении государственного регулирования определяет метод регулирования наценок, в том числе на продукцию, реализуемую при общеобразовательных учреждениях. При регулировании в указанной сфере деятельности комитетом выбран метод экономически обоснованных расходов непосредственно каждого хозяйствующего субъекта.
Согласно пункту 5 Порядка N 60 субъект, осуществляющий регулируемую деятельность, или органы местного самоуправления обращаются в комитет с заявлением об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги с обязательным представлением расчетных и обосновывающих материалов.
Как установлено судами, ООО "Крейн" согласно установленному порядку обратилось в комитет за предоставлением предельной наценки на сырье и покупные товары, используемые для изготовления продукции собственного производства, предоставив экономическое обоснование в подтверждение заявленной наценки. Комитет в соответствии с предоставленными полномочиями, рассмотрев данную заявку, составил экспертное заключение и принял соответствующее постановление N 15-Ц.
Применив нормы права, регулирующие порядок осуществления государственного регулирования рассматриваемой услуги на территории Хабаровского края, а также правильно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях комитета признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Комитет при вынесении постановления от 03.07.2009 N 15-Ц действовал в соответствии с предоставленными полномочиями и действующим порядком государственного регулирования рассматриваемой услуги.
Все приведенные Хабаровским УФАС России доводы принятия оспариваемого решения рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Судами правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, которые являлись бы безусловным основанием для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.08.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 по делу N А73-7993/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.